При подаче документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, сделок, обременений с объектами недвижимого имущества заявитель ожидает получить готовые документы в установленный срок.
Между тем, в большом количестве случаев государственный регистратор вынужден принять решение о приостановлении учетно-регистрационных действий. Узнав о таком решении, заявителю необходимо принять меры по устранению причин, препятствующих регистрации.
В статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регламентированы основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Самой распространенной причиной приостановления является отсутствие необходимых документов для проведения регистрационных действий, в том числе и правоустанавливающих документов, на основании которых возникает право.
Эта проблема особенно актуальна для юридических лиц, так как на них возложена обязанность по представлению ряда документов: подтверждающих свои полномочия и полномочия доверенного лица, согласия третьих лиц (залогодержателей, если объект в залоге; собственников на передачу права аренды в залог, в субаренду), решение учредителей (для крупной сделки) и т.п.
Казалось бы, такие заявители, как конкурсные управляющие, должны в совершенстве знать профильные законы — Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ, «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ, «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Однако на практике полных пакетов документов для проведения государственной регистрации почти не бывает.
Основные ошибки заявителей, влияющие на решение регистратора о приостановлении регистрации прав, это:
- отсутствие документов, подтверждающих полномочия конкурсного управляющего на момент подачи документов;
- наличие арестов на недвижимое имущество;
- наличие непогашенной ипотеки;
- некачественно оформленные протоколы о результатах проведения торгов;
- отсутствие в договоре купли-продажи указания на ограничения прав сторон сделки и др.
Сотрудники Управления Росреестра по Алтайскому краю также обращают внимание заявителей на полномочия представителей. Доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена. Очень часто в доверенности некорректно прописаны полномочия, либо не указаны полномочия представителя по обращению в Росреестр на государственную регистрацию.
Одним из оснований, препятствующих государственной регистрации, является несоответствие формы и содержания представляемых документов. При отчуждении доли, изменении, установлении правового режима супругов на объекты недвижимого имущества – форма договора должна быть нотариальной.
При обращении за государственной регистрацией Управление Росреестра рекомендует заявителям внимательно читать договоры и иные представляемые документы. Часто они содержат ошибки в данных заявителей, в описании объекта, вида права и т.д. Специалист приема, при обращении за государственной услугой, формирует заявление. Подписывая заявление, стоит проверить все личные данные: ФИО, СНИЛС, паспорт, адрес регистрации, дату и место рождения, сведения о представителе и объекте, вид права, размер доли.
Только в случае внимательного отношения к подаваемым на регистрацию прав документам потребности и ожидания заявителей будут исполнены качественно и в надлежащий срок.
За консультацией по указанным вопросам можно обратиться в Управление Росреестра по адресу: с. Топчиха пер. Мельничный, 3
Начальник межмуниципального Топчихинского отдела Белова Н.А.