В соответствии с указанием прокуратуры края от 26.03.2013 г. № 270/22/1 прокуратурой района проанализированы итоги участия в правотворческой деятельности и мониторинге нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления Топчихинского района.
Участие представителя прокуратуры района в 1-м полугодии 2017 года было обеспечено в следующих мероприятиях по вопросам правотворчества:
— выступление перед главами Администраций сельсоветов Топчихинского района с докладом о типичных нарушениях, допускаемых при издании нормативных правовых актов;
— совместное обсуждение с главами Администраций сельсоветов Топчихинского района проблем муниципального нормотворчества, даны разъяснения применения норм действующего федерального законодательства в сфере муниципального нормотворчества;
— выезд в местные Администрации с целью оказания помощи в разработке проектов НПА на летнюю сессию Советов депутатов;
— организовано межведомственное совещание с главами муниципальных образований Топчихинского района по теме: «О взаимодействии органов прокуратуры и органов местного самоуправления», на котором обсуждены вопросы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления;
— совместное учебное мероприятие с главами Администраций сельсоветов Топчихинского района по вопросу организации и осуществления мониторинга муниципальных нормативных правовых актов.
Обеспечено участие в 56 заседаниях по рассмотрению внесенных протестов, а также 3 заседания по рассмотрению 3 представлений об устранении нарушений, путем принятия нормативного правового акта.
Прокурор Топчихинского района наделен правом правотворческой инициативы в органах местного самоуправления в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прокуратурой Топчихинского района в январе 2017 года в адрес 17 Администраций сельсоветов направлялась информация в порядке ст.9 Федерального закона «О прокуратуре РФ с целью приведения в соответствие муниципальной правовой базы при определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Так, нормативные правовые акты вступили в противоречие с п. 8 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в силу которого границы территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципального района.
В связи с бездействием Администраций принесено 17 протестов, на рассмотрении.
По поручению прокуратуры Алтайского края от 20.12.2016 №07-61-2016/1571 прокуратурой Топчихинского района инициировано внесение в органы местного самоуправления 17 информаций в порядке ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с целью недопущения нарушения прав граждан, испытывающих потребность в древесине.
По результатам рассмотрения 17 сельских поселений внесли изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд» и приняли Положения о порядке осуществления учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, и порядке ее распределения.
В порядке ст.9 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в адрес главы Администрации Топчихинского района направлена информация в целях установление требований к содержанию, форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с п.3 решения коллегии прокуратуры Алтайского края, с учетом мнения органов местного самоуправления Топчихинского района, прокуратурой Топчихинского района разработан модельный НПА «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Топчихинского района Алтайского края». Согласован с прокуратурой Алтайского края, направлен в Администрацию Топчихинского района 15.06.2017г.
Данный муниципальный правовой акт разработан в рамках исполнения поручения прокуратуры Алтайского края от 23.05.2017 №07-62-2017/3930 об оценке нормативного регулирования на муниципальном уровне вопросов, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок. В ходе оценки установлен пробел в правовом регулировании, выразившийся в отсутствии на территории района нормативного акта, регламентирующего порядок подготовки документов планирования регулярных перевозок, а также акта, утверждающего документы планирования регулярных перевозок.
21.06.2017г. в 17 сельских Администраций Топчихинского района направлен модельный НПА «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования ____________сельсовет Топчихинского района Алтайского края».
Таким образом, по результатам данного надзора за первое полугодие 2017 год направлено 35 информационных писем в порядке ст.9 ФЗ «О прокуратуре» (АППГ – 17), 3 представления, 2 модельных НПА (АППГ – 1), на рассмотрении.
Органами местного самоуправления сельсоветов по состоянию на 20.06.2017 принят 174 нормативный правовой акт. Исполнительными органами – 104, представительными органами – 70. Органом местного самоуправления района принято 26 НПА, из которых исполнительным – 20, представительным – 6. Всего принято – 200 НПА (АППГ – 152), исполнительными – 124 (АППГ – 51), представительными – 76 (АППГ – 101).
Предметом оценки прокуратуры района были проекты НПА, принятые затем органами местного самоуправления. За первое полугодие 2017 г. дана оценка 172 (АППГ – 152) проектам НПА муниципальных образований района.
По итогам оценки прокурором заключения на проекты НПА в связи с наличием коррупциогенных факторов в органы местного самоуправления не направлялись.
Принесены отрицательные заключения на 8 проектов постановлений Администраций сельсовета «О внесении изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд», в связи с тем, что проекты содержали пробел в правовом регулировании, заключающийся в несоответствии требованиям к структуре административных регламентов.
Так, раздел 2 Административных регламентов не содержал информацию об обеспечении доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Однако, при разработке проекта постановления о внесении изменений в Административные регламенты, указанные недостатки не учтены, что приводило к дальнейшему действию на территории муниципальных образований нормативных правовых актов, противоречащих действующему законодательству.
Прокурор района старший советник юстиции Е.Л. Алтухова