Установленная по закону граница — гарант прав собственника
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) напоминает правообладателям земельных участков о необходимости определения местоположения границ своих объектов недвижимости.
За 8 месяцев 2017 года в Алтайском крае количество земельных участков
с установленными границами возросло всего на 1%. Из 1,8 млн. земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), к сентябрю 2017 года только у 68% границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что составляет 66% площади всех земельных участков, расположенных на территории региона.
Самое большое количество земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, расположены в городе Барнауле (порядка 100 тыс. участков), в Первомайском районе (более 75 тыс. участков), в Тальменском районе (более 57 тыс. участков), а также в Алтайском, Бийском, Павловском и Шипуновском районах (более 40 тыс. участков в каждом). Из них максимальное количество участков с уже определенными границами находится в г. Барнауле, Первомайском и Тальменском районах. Границы более 90% участков определены в ЗАТО Сибирском, городах Алейске, Белокурихе, Камне-на-Обе, Новоалтайске и Рубцовске, более 80% — в Ключевском, Крутихинском, Романовском, Табунском и Тюменцевском районах, городах Змеиногорске, Славгороде, Яровое. При этом в Ребрихинском и Суетском районах доля земельных участков с определенными границами составляет менее 30%.
По итогам 8 месяцев 2017 года прирост земельных участков (на 1,5%), сведения о которых внесены в ЕГРН, отмечается в городах Барнауле, Белокурихе и Яровом.
Внесение сведений в ЕГРН носит заявительный характер, то есть обязанность уточнения границ возложена на правообладателя. Для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков правообладателям необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью подготовки межевого плана, после чего направить его в органы Росреестра в электронном виде или представить в МФЦ.
Несмотря на то, что в законе нет норм, обязывающих собственников проводить межевание (т.е. устанавливать границы земельного участка), без этой процедуры ни один правообладатель не сможет в полной мере распоряжаться своей недвижимостью и гарантировать чистоту гражданско-правовой сделки. Установление границ земельного участка обезопасит нового владельца в будущем от проблем, таких как несовпадение площади в натуре и по документам, сведет к минимуму возникновение земельных споров и позволит правильно начислять налог на имущество.
Обращаем внимание, что за осуществление государственного кадастрового учета, в том числе внесение сведений о границах земельного участка, плата не предусмотрена.
ЭЦП — позволит получить государственные услуги без ограничений!
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — технология, позволяющая заявителям получать широкий перечень государственных услуг с минимальными затратами времени и денежных средств. Новая выгодная услуга по выдаче сертификатов ключей проверки усиленных квалифицированных электронных подписей оказывается удостоверяющим центром филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) на платной основе.
Услуги государственных и муниципальных органов требуют удостоверения личности получателя именным документом (обычно это паспорт) и его подпись. Однако, предъявить паспорт и поставить свою подпись можно только при личном присутствии, т.е. необходимо потратить время на визит в ведомство. Если же необходимость получить документы есть, а времени на подобные визиты нет, можно решить этот вопрос кардинальным образом — перейти на электронную форму общения.
Для получения услуг в электронном виде, требующих персонификации гражданина, необходима ЭЦП. Это своеобразный «электронный паспорт», по которому идентифицируется личность получателя и удостоверяется сам факт его обращения. Получив сертификат, заявитель может не выходя из дома или рабочего кабинета получать полный перечень государственных и муниципальных услуг. Например, поставить на кадастровый учет объект недвижимости, зарегистрировать право собственности, получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости, подать декларацию в налоговый орган, записать в электронную очередь в детский сад ребенка, постановить на учет автомобиль и многое другое. Благодаря ЭЦП заявитель может получать в электронном виде большинство государственных и муниципальных услуг.
Оформлением и выдачей ЭЦП занимаются специализированные организации — удостоверяющие центры, которые, как правило, выпускают узконаправленные сертификаты для получения одной или нескольких государственных услуг.
В числе удостоверяющих центров с недавнего времени и ФГБУ «ФКП Росреестра». При этом одновременно со своей небольшой стоимостью (700 рублей) сертификат, выпускаемый ФГБУ «ФКП Росреестра», предоставляет возможность использования для получения в электронном виде большого количества услуг (30 министерств, 60 ведомств, 4 государственных сайта).
Для того чтобы получить электронную подпись в удостоверяющем центре ФГБУ «ФКП Росреестра» заявителю необходимо пройти процедуру подачи запроса на сертификат, состоящую из 4 этапов:
- Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте http://uc.kadastr.ru и загрузить сканкопии документов;
- Оплатить услугу (через сайт gosuslugi.ru, систему «Сбербанк Онлайн», банкомат Сбербанка, используя уникальный идентификационный номер);
- Посетить офис для удостоверения личности;
- Скачать сертификат в личном кабинете.
Или же, при возникновении вопросов при работе в личном кабинете, можно лично обратиться в офис приема-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата), расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 3а. Здесь каждому желающему на безвозмездной основе будет оказана квалифицированная помощь в регистрации в личном кабинете на сайте http://uc.kadastr.ru., подаче запроса и получению сертификата. Вся процедура по выпуску сертификата с момента посещения офиса Кадастровой палаты для удостоверения личности занимает не более 30 минут.
Полный перечень сервисов, доступных для использования с помощью вышеуказанного сертификата ЭЦП, подробные инструкции, список необходимых для оформления документов можно найти на сайте удостоверяющего центра http://uc.kadastr.ru. По всем возникающим вопросам жители края также могут обращаться к специалистам Кадастровой палаты по телефону 8 (3852) 50-38-88.
Как повысить качество кадастровых работ на территории Алтайского края?
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) рекомендует жителям региона: при заключении договора с кадастровым инженером прописывать условия о проведении окончательных денежных расчетов по факту постановки объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет. Комментарии по данному вопросу дает заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты Игорь Штайнепрайс:
За 9 месяцев текущего года на территории Алтайского края было подано порядка 30 тысяч заявлений о государственном кадастровом учете земельных участков и объектов капитального строительства. В свою очередь стоит отметить, что подготовка необходимого пакета документов для постановки недвижимости на кадастровый учет требует значительных временных затрат, среди которых большую часть времени занимает прохождение процедур через органы государственной власти и местного самоуправления. При этом утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), присвоение земельному участку адреса и внесение сведений в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) занимает длительный период — до 30 рабочих дней. По утвержденному распоряжением Правительства Алтайского края от 21.08.2017 № 288-р плану мероприятий («дорожная карта») по направлению реализация целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» предусмотрено сокращение средних сроков проведения этих процедур до 18 и 12 рабочих дней соответственно.
В тоже время каждый десятый пакет документов, поступающий для осуществления кадастрового учета, не соответствует существующим требованиям законодательства. И это для заказчика кадастровых работ означает приостановление кадастрового учета, а значит невозможность вовремя зарегистрировать свои права на объект недвижимого имущества. По статистике основными причинами, влекущими принятие государственным регистратором отрицательного решения, являются ошибки в межевых, технических планах и актах обследования, которые подготавливаются кадастровыми инженерами.
Следовательно, от качества работы кадастрового инженера зависят и сроки регистрации объектов недвижимого имущества заказчика кадастровых работ. Согласно нормам закона кадастровый инженер несет ответственность за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости. В законе также предусмотрена процедура возмещения убытков, причиненных действиями кадастрового инженера заказчику работ или другим лицам.
Одним из гарантов качественного выполнения кадастровых работ может также выступать и сам договор, заключенный с кадастровым инженером, в котором будет указано, что полный расчет с исполнителем (кадастровым инженером) производится после постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, т. е. получения готовых документов. Поэтому мы рекомендуем заказчикам кадастровых работ вносить соответствующее условия в договор, заключаемый с кадастровым инженером.