В адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) от жителей региона регулярно поступают вопросы относительно работы Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты Игорь Штайнепрайс ответил на наиболее актуальные вопросы информационного взаимодействия между государственными органами и ведомствами.
Что такое СМЭВ и для чего он нужен?
В целях повышения качества обслуживания населения при оказании государственных услуг, избавления граждан от бумажной волокиты и значительного сокращения времени оформления документов действует Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — информационный ресурс, содержащий базы данных всех подключенных к нему органов власти. Через СМЭВ возможен обмен документами в электронном виде с краевыми и местными органами власти. При этом обмен данными между органами и организациями не увеличивает срок рассмотрения обращения, так как для него установлены строгие временные рамки. Так, ответ на запрос органа кадастрового учета и регистрации прав не может превышать двух рабочих дней.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» чиновники не вправе требовать от граждан документы или информацию, имеющиеся в распоряжении органов власти и местного самоуправления, которые могут быть запрошены ими у другого ведомства по установленным каналам связи.
Какую роль играет СМЭВ в деятельности Кадастровой палаты?
Кадастровая палата Алтайского края уже несколько лет активно участвует в СМЭВ, что позволяет жителям региона не предоставлять ряд документов при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества или государственной регистрации прав. Так, например, не нужно предоставлять документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель, разрешенное использование земельного участка, решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого в жилое и т.д.
Все эти документы запрашиваются специалистами Кадастровой палаты самостоятельно, без участия заявителей. Здесь необходимо отметить, что Кадастровая палата запрашивает уже имеющиеся документы, а не заказывает их оформление в уполномоченных органах. В данном случае гражданин должен сам обратиться в орган местного самоуправления за подготовкой такого документа.
Приведите результаты работы СМЭВ в сфере кадастрового учета. Насколько велика его роль для жителей Алтайского края?
Важность СМЭВ могут подтвердить такие цифры. За 11 месяцев 2017 года в Кадастровую палату от органов государственной власти и ведомств посредством СМЭВ поступило более 500 тысячи запросов о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, по итогам работы за 2016 год таких запросов было более 600 тысяч. В свою очередь Кадастровая палата за 11 месяцев 2017 года через СМЭВ направила порядка 140 тысяч запросов.
Все эти документы запрошены без участия заявителей, в рамках межведомственного взаимодействия, что несомненно избавляет граждан от бумажной волокиты и значительного сокращает время оформления документов.