Об уголовной ответственности за незаконную охоту

Важной природоохранной задачей в современных условиях развития государства является создание такой системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности и ресурсосбережения. В указанных целях приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 утверждены Правила охоты, которые устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, а также ответственность за их нарушение.

За незаконную охоту предусмотрена уголовная ответственность граждан по ст. 258 Уголовного кодекса РФ в виде:

— штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев,

— обязательных работ на срок до 480 часов,

— исправительных работ на срок до 2 лет,

— ареста на срок до 6 месяцев.

Незаконная добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных влечет уголовную ответственность граждан по ст. 258.1 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Об административной ответственности, предусмотренной ст. 13.27 КоАП РФ

Статьей 13.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет.

Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон) установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, создавая официальные сайты, содержащие информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления.

Федеральным законом определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также перечень информации о деятельности данных органов, размещаемой ими в сети «Интернет». К таким сведениям относится общая информация (наименование, структура и др.), информация о нормотворческой деятельности, информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, статистическая информация, информация о кадровом обеспечении, информация о работе с обращениями граждан, а также другая информация (ст.13 Федерального закона).

Кроме того, предусмотрена периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Ответственность может наступить у должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за:

— нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 13.27);

— неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанности по размещению такой информации в сети Интернет установлена законом (ч. 2 ст. 13.27).

Размер административного штрафа по ст. 13.27 КоАП РФ варьируется от 3 до 5 тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение административных дел данной категории относится к исключительной компетенции прокурора.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 291.2, которой предусмотрена уголовная ответственность за мелкое взяточничество.

Таковым признается дача или получение взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Частью 2 ст. 291.2 УК РФ предусмотрена ответственность за те же деяния, но совершенные лицом, имеющим судимость за преступления, предусмотренные статьями 290, 291, 291.1 УК РФ либо настоящей статьей и наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Необходимо отметить, что лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в статье 291.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных

С 1 июля 2017 года будет усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных.
С этой целью новой редакцией статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее также – КоАП РФ) расширен перечень составов правонарушений, а также увеличены размеры штрафов.
В предыдущей редакции статьи 13.11 КоАП РФ устанавливалась ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или штраф для граждан в размере от 300 до 500 рублей, для должностных лиц от 500 до 1000 рублей, для юридический лиц от 5000 до 10000 рублей.

С 1 июля 2017 года произойдет значительное увеличение штрафов за совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей. Так, для граждан размер штрафа составит от 1000 до 3000 рублей, для должностных лиц от 5000 до 10000 рублей, для юридических лиц от 30000 до 50000 рублей.
Возбуждение дел об административных правонарушениях для привлечения к ответственности по указанной статье отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (до указанных изменений дела данной категории возбуждались прокурором).

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Возможность использования материнского капитала при наличии у ребенка жилья в собственности

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., независимо от места их жительства.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 данного закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (пункт 1 части 1 статьи 10 названного Закона).
Согласно части 6.1 статьи 7 Закона заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.

Таким образом законодательство не содержит запрета на направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение доли в праве собственности на жилое помещение, если несовершеннолетние уже имеют в собственности иное жилое помещение или другое постоянное место жительства.

Указанное нашло подтверждение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2017 № 91-КГ17-4.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Изменения в правилах оформления и выдачи заграничных паспортов

С 11 апреля 2017 вступили в действие приказы МИД России от 25 января 2017 г. № 1137 и № 1136, которыми внесены изменения в административные регламенты по выдаче заграничного паспорта и заграничного паспорта с электронным носителем.

Российским гражданам теперь разрешено иметь 2 загранпаспорта. В период срока действия ранее оформленного может быть также выдан второй паспорт, содержащий электронный носитель информации, сроком действия 10 лет.

Согласно изменениям, поводом к отказу в выдаче загранпаспорта может служить установление в ходе рассмотрения заявления факта выхода лица, подавшего заявление, из российского гражданства, сообщение последним ложных сведений об имеющихся действительных ранее выданных паспортах, действительность внутреннего паспорта.

Кроме этого, в оформлении загранпаспорта откажут, если право выезда гражданина из России ограничено.

После принятия решения о выдаче паспорта, если у заявителя есть два действительных ранее выданных паспорта, один из них изымается. По просьбе заявителя он может быть аннулирован.

Если гражданин, желающий получить паспорт по почте, не представил при наличии двух действительных ранее выданных паспортов один из них для аннулирования, оформленный паспорт не высылается. Заявителю сообщается о том, что паспорт будет выдан в загранучреждении при условии представления ранее выданного паспорта для его изъятия или аннулирования.
Также в административный регламент по выдаче заграничного паспорта без электронного носителя информации внесены изменения, касающиеся предоставляемой для получения документа фотографии.

Предоставляется одна фотография в анфас. На фотографии должны помещаться лицо и верхняя часть плеч гражданина, при этом размер лица должен составлять 70-80 процентов площади фотографии. Фон должен быть белым, без полос, пятен и изображения посторонних предметов и теней. Глаза должны быть открытыми, а волосы не должны заслонять их.

За представление заведомо ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, статьей 19.18. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Дополнительный отпуск муниципальным служащим

12.05.2017 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ, которым муниципальному служащему, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня (п. 5.1 ст. 21 ФЗ-90). Для муниципальных служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, сохранено право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков. Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на день вступления настоящего Федерального закона в силу, исчисляется в соответствии с новыми требованиями, начиная с их нового служебного года.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


С 1 июля 2017 года введены новые ограничения в сфере производства и оборота алкогольной продукции

С 1 июля текущего года вступила в силу новая редакция ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с которой, теперь не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Также законодателем введена административная ответственность за нарушения новых правил производства и оборота алкогольной продукции.

Частью 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

И соответственно, ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в названной полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров.

Должностные лица могут быть подвергнуты административному штрафу до 200 тысяч рублей; юридические лица — до 500 тысяч рублей. Административному органу предоставлено право применить конфискацию предметов административного правонарушения.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Изменения в Трудовой кодекс РФ в части продолжительности рабочего времени для 14-летних граждан, работающих в период летних каникул

Трудовым законодательством предусмотрены особенности регулирования труда несовершеннолетних, как особой категории работников. В том числе Трудовым кодексом РФ для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Ранее к определению рабочего времени физических лиц в возрасте от 14 до 15 лет в случае их трудоустройства в период летних каникул распространялась общая норма о продолжительности сокращенного рабочего времени. При этом не учитывались дополнительные ограничения, которые предусмотрены для подростков, совмещающих работу с учебой. Таким образом, продолжительность ежедневной работы гражданина в возрасте от 14 до 15 лет в период летних каникул не была точно установлена, что могло влечь неблагоприятные последствия.

Федеральным законом от 01.07.2017 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» по этому вопросы внесены уточнения.

Теперь же для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет устанавливается продолжительность ежедневной работы (смены) — 4 часа. В то время как для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


О внесении изменений В Федеральный закон «О страховых пенсиях»

Пенсионеры, прекратившие работу, получат страховую пенсию с учетом всех произведенных за время их работы индексаций, за период начиная с месяца, следующего за месяцем прекращения работы

Работающим пенсионерам страховые пенсии выплачиваются в размере, исчисленном без учета корректировок (индексаций), имевших место в период осуществления ими работы.

В случае прекращения работы осуществляется пересчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом имевших место индексаций.

Согласно действующему порядку решение о выплате таких сумм выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены уточненные сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Срок принятия данного решения может составлять три месяца с момента увольнения пенсионера (прекращения иной деятельности).

В этой связи Законом вносится уточнение срока начала осуществления выплат пенсионерам — начиная с месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотиков

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.230 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, а в случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего – достигшее восемнадцатилетнего возраста.

Склонение к потреблению наркотических средств может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.).

Склонением также будет признан обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия, совершаемые с целью принуждения к потреблению наркотических средств лицом, на которое оказывается воздействие.

Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст.230 УК РФ независимо от того, употребило склоняемое лицо наркотическое средство, или нет.

За склонение к потреблению наркотических средств уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до пяти лет. Если же к потреблению наркотических средств склоняется несовершеннолетний, виновному может быть назначено более строгое наказание – лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Предлагается создать систему экспертной оценки мер по предупреждению коррупции, принимаемых организациями

Согласно ч. ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации независимо от формы собственности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

При этом в настоящее время законодательно не установлен перечень мер, обязательных для принятия организацией.

Проектом Федерального закона, разработанного Минтрудом России совместно с Минэкономразвития России, предлагается возложить на организации обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции в соответствии с антикоррупционными стандартами. Полномочия по разработке таких стандартов проектом возлагаются на специально создаваемый орган — Национальный совет по предупреждению коррупции, формируемый путем заключения соглашения между Торгово-промышленной палатой РФ и Общероссийским объединением работодателей.

Непосредственную оценку достаточности принимаемых организациями мер по предупреждению коррупции будут осуществлять экспертные центры — юридические лица, получившие аккредитацию Национального совета по предупреждению коррупции.

Кроме того, проектом предлагается установить перечень мер по предупреждению коррупции, которые будут обязаны применять принадлежащие государству организации, в частности:

определить подразделения или должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных правонарушений;

разработать и утвердить локальными нормативными актами организации документы, закрепляющие правила и процедуры, направленные на предупреждение коррупции во всех сферах деятельности организации;

проводить оценку коррупционных рисков не реже 1 раза в 2 года в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;

организовать ежегодное декларирование конфликта интересов работниками, замещающими на основании трудового договора отдельные должности, включенные в перечни, установленные локальными нормативными актами организации, и осуществлять ряд иных мер.

Вступление Федерального закона в силу предполагается с 1 января 2019 года.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Установлена административная ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С 06 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.32.5, предусматривающей ответственность в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии с частью 2 настоящей статьи, совершение указанного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергну

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Управление транспортным средством в состоянии опьянения, сопряженное с неоднократным несоблюдением установленных в соответствии с административным надзором ограничений, может явиться основанием для привлечения к уголовной ответственности

18.07.2017 подписан Федеральный закон N 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Согласно изменениям, внесенным в статью 314.1 УК РФ, неоднократное не соблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом, в числе прочего, административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 КоАП РФ, повлечет за собой привлечение к уголовной ответственности.

Кроме того, установлено, что самовольное оставление поднадзорным лицом помимо места жительства или пребывания также места фактического нахождения в целях уклонения от административного надзора, будет являться основанием для применения к такому лицу мер уголовного воздействия.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Усилена уголовная ответственность за доведение до самоубийства или склонения к нему, в том числе с использованием средств массовой информации

Федеральным законом от 07.06.2017 № 120-ФЗ внесены изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение к суицидальному поведению. Федеральным законом от 29.07.2017 № 248-ФЗ ужесточены размеры наказаний за совершение данных преступлений.
Доведение до самоубийства несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», влечет наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового (ст. 110 УК РФ).

Уголовно наказуемым является склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, в отношении выше указанных лиц, а также совершение этих преступлений с помощью сети «Интернет», повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство. Виновные лица в этих случаях понесут наказание в виде ограничения свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

За те же деяния, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от шести до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Те же деяния, повлекшие самоубийство двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (ст. 110.1 УК РФ).

Установлена уголовная ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ).

Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Деяние, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», повлечет наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Вместе с тем, лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.110.2 УК РФ, добровольно прекратившее соответствующую преступную деятельность и активно способствовавшее раскрытию, пресечению преступлений, предусмотренных статьями 110, 110.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Административная ответственность за оскорбление

Административная ответственность за оскорбление предусмотрена ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действиях, которые унижают честь и достоинство определенного лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения и требованиям морали). Признаки оскорбления являются таковыми только в случаях, когда действия лица направлены против конкретного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нём, при этом виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает это совершить.

Оскорбление может быть выражено устно, либо письменно в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина, неприличный жест). Такие действия унижают честь и достоинство человека, которые, соответственно, выступают объектом данного правонарушения.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

За оскорбление предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором и рассматриваются мировыми судьями.

Однако заявителю следует учесть, что срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности обсуждению не подлежит

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Как обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

В соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Согласно ч.1 ст.148 УПК РФ, при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч.4 ст.148 УПК РФ копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Частью 5 ст.148 УПК РФ предусмотрено, что отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке.

Жалоба по постановление об отказе в возбуждении уголовного дела подается в органы прокуратуры по месту нахождения отдела полиции либо Следственного отдела Следственного комитета России. Срок рассмотрения такой жалобы — 3 суток со дня получения. В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток с обязательным извещением заявителя о возникшей необходимости продления срока рассмотрения жалобы (ст. 124 УПК РФ).

Жалоба может быть подана как на личном приеме оперативного сотрудника органов прокуратуры, направлена почтовой связью, или по средствам электронного документооборота. Указанная жалоба подается в свободной форме, и в ней указывается: кому именно адресуется обращение (суд, прокуратура, руководитель следственного органа); данные заявителя; кратко обстоятельства дела; просьба – отменить постановление об отказе в возбуждении дела (обязательно) и осуществить определенные процессуальные действия, которые заявитель считает необходимыми при проведении повторной (дополнительной) проверки; дату и подпись.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит одно из следующих постановлений: об удовлетворении жалобы, либо об оставлении вашей жалобы без удовлетворения. Это решение может быть также обжаловано в суде.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов(территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта(территории)

В документе определено понятие торгового объекта (территории) под которым понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Определен круг лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и порядок включения торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта РФ в перечень объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, установлен порядок их категорирования.

Также постановлением дифференцированы требования к торговым объектам (территориям) в зависимости от степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий.

Отдельным разделом утверждены требования к паспорту антитеррористической защищенности, в приложении к Постановлению приводится форма паспорта безопасности.

Кроме того, установлено какими конкретно мероприятиями обеспечивается антитеррористическая защищенность торгового объекта, определены правила оснащения инженерно-техническими средствами охраны, порядок осуществления контроля за обеспечением антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий).

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Об изменении в законодательстве о труде, социальной защите, пенсии и компенсациях, вступивших в силу в июле 2017

, Федеральным законом от 1 июля 2017 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Поправки касаются пенсионного обеспечения лиц, уволенных после 1 января 2017 г. с военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах СК России, а также членов их семей.

Закреплено, что пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется соответственно Генеральной прокуратурой России и СК России. Названные органы наделены полномочиями по выплате пенсий военным прокурорам и следователям и определению требований к состоянию их здоровья.

Также внесены терминологические изменения в отдельные законодательные акты по вопросу пенсионного обеспечения сотрудников войск нацгвардии.

Кроме того, Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

У застрахованных лиц с июля появится возможность выбора формы листка нетрудоспособности: бумажной или электронной.

Назначать и выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будут на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медицинского работника и медицинской организации. Это будет возможно, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Правительство РФ установит порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями (соответствующий проект уже подготовлен), а Минздрав по согласованию с Минтрудом и ФСС разработает и утвердит форму электронного больничного.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда вырос с 7 500 рублей до 7 800 рублей. таким образом, его размер повысился на 4%.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Сроки исковой давности о компенсации вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного вылова водных биологических ресурсов

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона «О животном мире», ст. 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при их отсутствии — исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов. Сумма ущерба, расчет которой производится в соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 № 724, предусматривает возмещение реального ущерба. Пунктом 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность физических и юридических лиц возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими правонарушений. Под полным возмещением вреда согласно ст. 15 ГК РФ понимается возмещение убытков, в том числе в виде реального ущерба. Следовательно, согласно действующему законодательству возмещение причиненного в результате нарушения вреда являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством. Экологическое законодательство устанавливает специальные сроки исковой давности. Так, ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Таким образом, в результате неправомерных действий физических или юридический лиц по причинению ущерба окружающей среде, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Аморальный проступок как основание расторжения трудового договора

Аморальный проступок работника как основание расторжения трудового договора предусмотрен п. 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Это основание увольнения применяется только к работникам, выполняющим воспитательные функции, если они совершают проступок, несовместимый с продолжением данной работы. Такими работниками являются, например, воспитатели детских садов, учителя, преподаватели образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Воспитательная функция, выполняемая этими работниками, составляет основное содержание выполняемой ими работы. В отличие от других работников, увольняемых за виновные действия, совершенные в процессе трудовой деятельности, трудовой договор с работниками, выполняющими воспитательную функцию, может быть расторгнут при совершении ими аморального проступка не только на работе, но и в быту.

Если аморальный проступок совершен работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен с работы при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 Трудового кодекса РФ, т.е. не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, а также пребывания его в отпуске. Увольнение по п. 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. При совершении аморального проступка не по месту работы и не в связи с исполнением им трудовых обязанностей увольнение по п. 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ не является мерой дисциплинарного взыскания, применение которой требует соблюдения предусмотренных ст. 193 Трудового кодекса РФ сроков.

Кроме того, в ч. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, когда аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, его увольнение не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


О применении проверочных листов при плановых проверках работодателей

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» с 1 января 2018 года проверочные листы будут применяться при плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года – при плановых проверках всех работодателей.

В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю – юридическому лицу и работодателю – физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предмет плановой проверки всех работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


О внесении изменений в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Ответ на письменные обращения в госорганы будет даваться только в письменном виде, а на электронные — в электронном.

Уточнено также, что к электронным обращениям в госорганы можно прилагать документы только в электронной форме. Ранее допускалось их направление в бумажном виде. Также допускалась возможность ответа на письменное обращение в электронной форме и наоборот.

Кроме того, установлено, что на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана. В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ.

Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, его направившему.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


О Перечне услуг в сфере здравоохранения, которые будут предоставляться на портале гос.услуг с использованием единой государственной информационной системы

Правительством Российской Федерации 15.11.2017 принято распоряжение N 2521-р «О Перечне услуг в сфере здравоохранения, возможность предоставления которых гражданам в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обеспечивает единая государственная информационная система в сфере здравоохранения».
Указанным распоряжением определен перечень услуг в сфере здравоохранения, которые будут предоставляться на портале гос.услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
В Перечень вошли такие услуги, как запись на прием к врачу; прием заявок (запись) на вызов врача на дом; предоставление сведений о прикреплении к медицинской организации; запись для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации; предоставление сведений об оказанной медицинской помощи, содержащихся в электронной медицинской карте; предоставление сведений о полисе обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации; предоставление доступа к электронным медицинским документам; предоставление застрахованному лицу информации о перечне оказанных ему медицинских услуг и их стоимости за указанный период времени; подача заявления о выборе страховой медицинской организации.

Данное распоряжение Правительства РФ вступает в силу с 1 января 2018 года.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


О порядке расчета при увольнении

Любые трудовые отношения рано или поздно заканчиваются, что возможно как по инициативе работника, т.е. по собственному желанию, так и по инициативе работодателя.

Хотелось бы разъяснить, что в подобной ситуации Трудовым кодексом Российской Федерации строго регламентированы сроки расчета при увольнении.

Так, статья 140 ТК РФ устанавливает, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Другими словами, если работник в день увольнения работал, т.е. находился на рабочем месте, работодатель обязан его рассчитать именно в этот день, а не позже, при этом к выплате полагается не только заработная плата работника, но и иные причитающиеся ему в рамках трудовых отношений невыплаченные ранее средства, например, компенсация за неиспользованный отпуск.

Если же работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Целесообразно подобное требование заявлять именно в письменной форме, имея на руках подтверждение получения этого требования работодателем.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.


Права присяжных заседателей

В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах будет осуществляться с 1 июня 2018 года.

Присяжные заседатели будет обладать следующими правами:

-участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела;

-задавать через председательствующего судью вопросы допрашиваемым лицам;

-участвовать в осмотре вещественных доказательств и документов;

-вести собственные записи в ходе судебного процесса и пользоваться ими при принятии решения о виновности или невиновности подсудимого;
-получать разъяснения судьи о сути норм законодательства, относящихся к уголовному делу, содержания исследованных в суде документов и других неясных вопросов и понятий.

На присяжного заседателя распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ и другими законами.

Присяжные заседатели не вправе:

— отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

— общаться с лицами, не входящими в состав суда (адвокатами, прокурорами, родственниками потерпевших или подсудимых и другими лицами);

— самостоятельно собирать сведения по уголовному делу;

— нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель, может быть, подвергнут денежному взысканию.

За время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия судом за счет средств федерального бюджета присяжному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка по месту его основной работы за этот период.

Кроме того, возмещаются расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

На время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы за ним сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.