Обеспечение пожарной безопасности является одной из фундаментальных задач в системе работы МЧС. Именно поэтому с 2006 года начала развиваться система независимой оценки рисков в разных отраслях промышленности, в сфере гражданской обороны и прямой защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций и катастроф по причинам как техногенного, так и естественного характера, связанных с природными явлениями непреодолимой силы.
Данная концепция была положительно воспринята правительством, что подтвердило официальное решение от 07.04.2007 г. (№ СН-П4-1606).
Государственная инициатива или удобство для владельца?
Официальные подразделения МЧС предоставили возможность свободного выбора организации или фирмы, занимающихся анализом и расчётом рисков на различных объектах собственности, за исключением имеющих стратегическое значение.
Согласно официальным положениям, таким, как Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008, постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. N 272 «О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска», независимая оценка пожарных рисков является законным основанием для того, чтобы проверку объекта не проводили органы государственного пожарного надзора. Для этого достаточно только предъявить экспертное заключение.
Кроме этого, владелец фирмы или объекта сможет снизить финансовый риск, который будет вызван пожаром или другим чрезвычайным происшествием, связанным с воспламенением или взрывом опасных веществ. Причиной этого является тот факт, что организация, давшая положительный экспертный вывод о состоянии пожарной безопасности, тем самим берет на себя ответственность за чрезвычайные происшествия, связанные с возгоранием, взрывом и прочими пожарными ситуациями.
Экономические льготы также гарантированы государством юридическому лицу или объекту предпринимательской деятельности при условии получения положительного вывода о состоянии систем пожарной безопасности. Это дополнительный нюанс в конкурентном противостоянии с аналогичными предприятиями в тех случаях, когда фирма занимается производством, реализацией и использованием веществ и материалов с повышенной горючестью.
Виды фирм, которые могут провести экспертизу
Независимую оценку пожарного риска могут выполнять только те организации, которые получили аттестат (свидетельство об аккредитации) МЧС РФ. Основанием для проведения подобной работы является договор о предоставлении конкретного вида работ, с их поэтапным указанием.
Не могут осуществлять оценку рисков те фирмы, которые оказывали услуги в области пожарной безопасности и были поставщиками пожарного оборудования на данный объект, а также в том случае, когда они являются владельцами или совладельцами данного предприятия.
Порядок проведения независимой оценки рисков
В процессе проведения независимой оценки рисков специалисты выбранной организации обращают внимание на множество нюансов, которые могут спровоцировать возникновение пожара. Они учитывают тип хозяйственной деятельности, наличие взрывоопасных, горючих, легковоспламеняющихся веществ, условия их хранения. Особенное внимание уделяется наличию необходимого оборудования, которое обеспечивает пожарную безопасность (дымовые датчики, отправляющие информацию на центральный пульт управления, системы автоматического пожаротушения, огнетушители и т. д., а также другие инженерные системы противопожарной защиты). После оценки фактического состояния системы пожарной безопасности специалистами выездной бригады разрабатываются соответствующие рекомендации, осуществляется расчёт пожарного риска.
Учитываются также такие факторы, как:
- гидрометеорологические условия, которые могут повлиять на степень пожарной защиты объектов;
- климатические и географические особенности данной местности;
- уровень надёжности оборудования и степень квалификации персонала, количество чрезвычайных случаев на предприятии.
Категории предприятий для проведения оценки рисков
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет объекты, для которых оценка пожарного риска обязательна. В их число входят:
- производители, переработчики, транспортировщики химических и биологических веществ, обладающих повышенной пожаро- и взрывоопасностью, а также на гидротехнических сооружениях, в хранилищах и по месту использования данных материалов;
- социально важные объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;
- общественные здания, отличающиеся массовым посещением людей;
- предприятия, которые осуществили монтаж системы пожарной безопасности после проведения пожарного аудита (в таком случае необходима декларация о пожарной безопасности объекта);
- объекты, где есть здания, сооружения и установки, относящиеся по категориям взрывопожарной опасности к классам А, Б и В.
В иных случаях оценка рисков осуществляется при возможности нанесения финансового вреда в результате воздействия агрессивных или пожароопасных веществ, согласно нормативной базе административного кодекса РФ.
Методические положения и правовое обеспечение процедуры
В процессе проведения независимой оценки рисков есть основные этапы, которые регламентируют порядок проведения аналитических и расчётных работ, в том числе:
- анализ документов, характеризующих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, экспертное заключение, разрешающее хозяйственную и предпринимательскую деятельность данного субъекта;
- объективное пожарно-техническое обследование предприятия, в процессе которого проводится прогнозирование возможных мест возникновения пожара и последующего его распространения, степени влияния на персонал и посетителей, причинения возможного вреда имуществу (одновременно проводится сопоставление условий пожарной защиты факторам риска).
При оценивании пожарного риска обязательно осуществляется сопоставление фактической противопожарной защиты требованиям законодательно-нормативных актов, которые регламентируют порядок проведения противопожарных мероприятий с целью защиты населения от потенциальных опасностей и чрезвычайных ситуаций.
Расчёты оценки пожарного риска можно не проводить в частных домах (индивидуальное строительство), высотой до 3 этажей включительно, в хозпостройках на территории дач, садово-огородных участков и в зданиях, площадь которых составляет до 300 кв. м, при условии, что в них находится не более 50 человек.
Таким образом, расчёт пожарного риска оправдывает себя в том случае, если владелец хочет снизить административное давление на свой бизнес, минимизировать затраты на приобретение систем и оборудования пожарной защиты, защитить себя от коррупции контролирующих органов и получить социальные льготы в сфере предпринимательства.
Расчёты оценки пожарного риска можно не проводить в частных домах (индивидуальное строительство), высотой до 3 этажей включительно, в хозпостройках на территории дач, садово-огородных участков и в зданиях, площадь которых составляет до 300 кв. м, при условии, что в них находится не более 50 человек (Декларация может предусматривать оценку пожарного риска, но если проводился расчет риска, а расчет риска для Ф1.3, Ф1.4 и Ф1.1 не делается согласно методике, утвержденной приказом МЧС РФ №382 от 30.06.09).