Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Уголовная ответственность за совершение названного преступления предусмотрена ст. 205.2 Уголовного кодекса РФ.

Под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности понимается обращение в любой форме, как правило, к неопределенному кругу лиц с предложением участвовать в любой разновидности террористической деятельности, например, в финансировании и реализации террористического акта; организации незаконного вооруженного формирования, преступной организации, организованной группы для реализации террористического акта, а равно участии в такой структуре; информационном или ином пособничестве в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

Публичные призывы к террористической деятельности могут быть осуществлены в устном выступлении на собрании, митинге; в тексте листовок, содержании плакатов и других формах.

Публичное оправдание терроризма представляет собой публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Под идеологией и практикой терроризма понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных, насильственных действий.

Вопрос о публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма разрешается судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела.

Преступление считается оконченным с момента осуществления призыва или доведения публичного заявления до сведения третьих лиц.

Если призывы содержатся в листовках или плакатах, преступление будет считаться оконченным с момента распространения хотя бы одного экземпляра в общественном месте. При этом для состава преступления не имеет значения, удалось ли виновному сформировать намерение возбудить хотя бы у одного лица желание осуществлять террористическую деятельность или возникла ли у такого лица убежденность в правоте террористической деятельности.

Публичное оправдание терроризма образует состав оконченного преступления с момента публичного выступления лица, в котором оно заявляет о признании идеологии и практики терроризма заслуживающими поддержки и подражания.

Расследование уголовных дел о фактах публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма отнесено к компетенции следователей Следственного Комитета РФ.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Тибейкиной Н.А.


Ответственность за экстремистскую пропаганду в сети Интернет. Пресечение распространения экстремистских материалов органами правопорядка

Распространение экстремистских идей в социальных сетях и средствах массовой информации представляет повышенную общественную опасность в связи с охватом значительной численности населения.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности» установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае установления фактов нарушения этого запрета применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи (статья 12).

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке (статья 15 указанного закона).

Вопросы предупреждения и пресечения экстремистских проявлений находятся в постоянном совместном поле зрения органов всех уровней и ветвей власти, прокуроров, правоохранителей, общественности, институтов гражданского общества.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Тибейкиной Н.А.


В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.04.2018 № 96-ФЗ в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ судом неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ).

Осужденный, скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденный к принудительным работам, уклонившийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, может быть заключен под стражу до рассмотрения вопроса о замене наказания, но не более чем на 30 суток.

Кроме того, при назначении наказания в виде принудительных работ суд может назначить отсрочку исполнения приговора при наличии оснований, указных в ст. 398 УПК РФ (болезнь, беременность, наличие малолетнего ребенка и т.д.).

Данные изменения вступили в законную силу  04.05.2018.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Тибейкиной Н.А.


Виды ответственности за правонарушения в сфере миграции. Предупреждение проявлений экстремизма, связанных с миграционными процессами

Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.

Статьями 18.8, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение:

— правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания);

— представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов.

Размер штрафа составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Кроме того, возможно административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Ответственность за нарушения в области трудовой миграции установлена статьями 18.10, ч.2 ст. 18.17 КоАП РФ.

За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также несут ответственность приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства. За это правонарушение законом установлены более суровые санкции.

Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.

Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием. Такое явление иногда носит характер организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.

За организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации  статьей 322.1 УК РФ  установлена уголовная ответственность.

Важная роль в проведении работы по борьбе с незаконной миграцией и ее организаторами принадлежит органам прокуратуры, как координатору деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В целях профилактики нарушений в области миграции и предотвращения наступления ответственности за несоблюдение требований закона в этой сфере  прокуратура Топчихинского района обращает внимание иностранных граждан, лиц без гражданства, хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение и использование иностранной рабочей силы и иных лиц, на необходимость неукоснительного соблюдения  требований миграционного законодательства.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Тибейкиной Н.А.


Противодействие экстремистской деятельности общественных и религиозных организаций

Существующая опасность угрозы такого негативного явления как экстремизм повлекла необходимость обеспечения противодействия этому явлению.

С этой целью действующее законодательство обязывает государственные органы, в том числе органы прокуратуры, принимать профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, а также осуществлять выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

ст. 7 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает возможность принятия судом решения о ликвидации или запрете деятельности общественной или религиозной организации, если в установленный в предупреждении срок не будут устранены допущенные нарушения.

Законодательством определены виды ответственности общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности.

Так, в случае организации деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, наступает административная ответственность.

Организация деятельности указанных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности, влечет  уголовную ответственность.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Тибейкиной Н.А.


Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одной из форм осуществления экстремистской деятельности является массовое распространение, изготовление и хранение заведомо экстремистских материалов.

При этом под экстремистскими материалами понимают документы либо информацию, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных и иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

На территории Российской Федерации установлен запрет на распространение экстремистских материалов, а также их производство и хранение в целях распространения. Нарушение данного запрета влечет за собой административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность.

Запрещенные к распространению экстремистские материалы включены в федеральный список экстремистских материалов, который размещен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу: http://www.minjust.ru/activity/nko/fedspisok/. Обновления к нему публикуются также в официальном печатном издании – «Российская газета».

Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Прокуратурой и правоохранительными органами района на постоянной основе проводится работа по выявлению указанных правонарушений.

В том случае если действия лица, распространившего экстремистские материалы, направлены на возбуждение ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, они влекут уголовную ответственность по ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Одновременно прокуратурой района в целях пресечения распространения в социальной сети экстремистских материалов проводится работа по понуждению организаций, предоставляющих услуги доступа к сети «Интернет» (провайдеров), ограничивать доступ к интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, путем внесения им представлений.

Принимаемые меры направлены на предупреждение, выявление и пресечение проявлений экстремизма — одного из наиболее опасных явлений социальной жизни, отрицающего существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающий за насильственную смену ценностного комплекса в обществе, тем самым дестабилизирующий политическую систему и угрожающий жизнедеятельности граждан.

Данная информация подготовлена помощником прокурора района Тибейкиной Н.А.