Направляем в Ваш адрес для размещения на сайте администрации Топчихинского района в рубрике «прокуратура информирует» статью
Из положений статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) следует, что передача прав владения или пользования государственными и муниципальными централизованными объектами теплоснабжения возможна только по договорам аренды или концессионным соглашениям.
При этом в случае ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения более 5 лет в отношении таких объектов может заключаться только концессионное соглашение.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) и распространяются на объекты централизованного водоснабжения и водоотведения.
Вопросы заключения, исполнения договора концессии, требования к таким договорам регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Так, под концессией понимается договор, в котором одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное имущество (объект концессионного соглашения) право собственности на который принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования этим имуществом для осуществления установленной соглашением деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Исходя из положений ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ концедентом (собственником имущества) может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование. В отдельных случаях на стороне концедента могут выступать государственные и муниципальные предприятия и учреждения.
Договор концессии подлежит заключению по результатам проведения конкурса. Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения предусмотрен ст. ст. 21-37 Федерального закона № 115-ФЗ.
Информация о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения со всей документацией подлежит публикации на сайте www.torgi.gov.ru.
Статьей 37 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрен ряд исключений, при которых возможно заключить концессионное соглашение без проведения конкурса.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанные перечни подлежат опубликованию на сайте www.torgi.gov.ru, а также на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Основными обязанностями концессионера является создание или реконструкция объекта концессионного соглашения и его целевое использование.
Статьей 10 Федерального закона № 115-ФЗ установлен перечень условий концессионного соглашения. Концессионное соглашение должно содержать: 1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; 2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) срок действия концессионного соглашения; 4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 5) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; 6) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности; 7) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 8) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 9) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения; 10) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; 11) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан).
Кроме того, проверке подлежат вопросы исполнения требований главы 3 Федерального закона № 115-ФЗ, определяющей порядок проведения конкурса. Необходимо установить, соблюдены ли сроки опубликования извещения о проведении конкурса, все ли условия содержаться в конкурсной документации (ст. 23), верно ли определены критерии конкурса (ст. 24), соблюден ли порядок определения победителей конкурса, опубликования извещения о проведении конкурса, в установленный ли срок заключен договор концессии и т.д.
Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса, грубые или многочисленные нарушения порядка проведения конкурса, отсутствие в концессионном соглашении обязательных условий может являться основанием для оспаривания этого договора в судебном порядке.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.