Становление и развитие представительной власти в Топчихинском районе

Становление и развитие представительной власти в Топчихинском районе

 

Скачать презентацию «О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ТОПЧИХИНСКОМ РАЙОНЕ» (в формате PowerPoint)

Скачать фото депутатов Топчихинского районного Совета депутатов (фото от 27.09.2019) 

(версия презентации с подробностями, подготовленная отделом по делам архивов — «80 лет органам представительной власти Алтайского края»)

 

***

В 2019 году исполняется 80 лет представительной власти в Алтайском крае. Дата очень знаменательна и для нашего района, в т.ч. с исторической точки зрения.

Предлагаю вспомнить историю рождения Топчихинского района и его административных преобразований.

После революционных событий 1917 года шло становление органов государственной власти и управления по всей стране, большOKим городам и самым малым селам.

В 1920 году территория района входила в состав Барнаульской, Барнаульской 1-ой, Ильинской, Партизанской, Парфёновской, Фунтиковской и Шиловской волостей Барнаульского уезда Алтайской губернии.

27 мая 1924 года постановлением Сибревкома утверждено районо-волостное деление Алтайской губернии и образован Чистюньский район Барнаульского уезда.

25 мая 1925 года Президиум ВЦИК утвердил образование Сибирского края с разделением его на округа и районы. С этого момента Чистюньский район входил в состав Барнаульского округа Сибирского края, с 30 июля 1930 года – Западно – Сибирского края.

В августе 1930 года Чистюньский исполнительный комитет ходатайствовал перед Западно — Сибирским краевым исполнительным комитетом о перенесении райцентра из с. Чистюнька на ст. Топчиха, мотивируя это следующими фактами:

«На станции Топчиха находятся все хозяйственные организации: МТС, обслуживающая 24 колхоза, агенство «Союзхлеб» районного общества потребителей, отделение кредитного товарищества и отделение «Сибторг», до апреля здесь же находились «Райколхозсоюз» и «Райкоопсоюз».

…Ст. Топчиха является экономическим центром, расположенным на линии железной дороги, что дало возможность улучшить связь её с краем и удешевить её, причем сама станция в географическом отношении занимает центральное место в районе, тем более, если принять во внимание густоту населения…».

10 декабря 1932 года вышло постановление ВЦИК «Об изменениях в составе районов Западно-Сибирского края», в котором значится Топчихинский район с центром селения при железнодорожной станции Топчиха, Чистюньский район Западно — Сибирского края переименован в Топчихинский район Западно — Сибирского края.

10 декабря 1932 года – официальная дата образования Топчихинского района.

С 28 сентября 1937 года после постановления ЦИК СССР о разделении Западно — Сибирского края на Алтайский край и Новосибирскую область Топчихинский район входит в состав Алтайского края.

В 1962 году в целях укрупнения административных единиц на первой объединенной сессии Топчихинского, Парфеновского и Калманского районных Советов во исполнение решения сессии Алтайского краевого Совета депутатов от 18 декабря 1962 года решено объединить Топчихинский, Калманский и Парфеновский районы с центром в с. Топчиха. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Калманский и Парфеновский районы были присоединены к Топчихинскому району. Это нововведение оказалось непрактичным и решением Алтайского крайисполкома от 15 ноября 1965 года
№ 671 Калманский район вновь был выделен из состава Топчихинского в самостоятельный район.

10 декабря 2019 года Топчихинскому району исполняется 87 лет.

Особый период в развитии представительной системы связан с принятием 5 декабря 1936 года новой Конституции СССР, в соответствии с которой органами государственной власти в краях, областях, автономных округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся, избираемые путем прямого голосования сроком на 2 года.

Советы депутатов трудящихся признавались политической основой государства и руководили деятельностью подчиненных им органов управления, в т.ч. по охране государственного порядка, соблюдению законов и охране прав граждан, осуществляли местное хозяйственное и культурное строительство, устанавливали местные бюджеты.

29 июля 1939 года в районной газете «Ленинское дело» опубликовано Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы народных депутатов трудящихся РСФСР. Избирательные права получали все граждане СССР независимо от их социального происхождения.

Первые выборы депутатов в краевой, районный и сельские Советы депутатов трудящихся на основе прямого, равного и тайного голосования проводились 24 декабря 1939 года с 6 часов утра до 24 часов. От этой даты пошел отсчет представительной власти на Алтае.

Первая сессия Топчихинского районного Совета, на которой присутствовали 36 депутатов состоялась 29-30 декабря 1939 года. Ровно в шесть часов вечера сессию открыл старейший депутат районного Совета товарищ К.П. Найденов: «Избиратели оказали нам большое доверие и высокую честь. Мы будем работать не покладая рук, чтобы оправдать это доверие народа, и наказ сделать наш район передовым в крае мы выполним с честью».

Для ведения заседания сессии председателем был избран Василий Андреевич Зотов, секретарем – Екатерина Моисеевна Агурьянова. Была оглашена повестка дня сессии: выборы мандатной комиссии, выборы председателя районного исполнительного комитета, зампредседателя и секретаря, образование отделов исполнительного комитета и утверждение заведующих отделами, образование постоянных комиссий районного Совета депутатов трудящихся.

На заседании заслушали отчет председателя мандатной комиссии товарища Майорова, председателем районного исполнительного комитета избрали Ивана Михайловича Василенко, заместителем – Михаила Никитовича Колтунова, секретарем исполнительного комитета – Николая Николаевича Малышева. На заседании постановили образовать отделы исполнительного комитета: финансовый, земельный, плановый, общий, дорожный, торговый, отдел здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, утвердили заведующих отделами. Были образованы комиссии: народного образования, плановая, торговая, земельная, здравоохранения.

Постоянные комиссии должны были активно участвовать в выполнении решений хозяйственного и социально – культурного строительства, проявлять инициативу и настойчивость в разработке и осуществлении принимаемых органами власти решений, широко привлекать актив из передовых трудящихся, регулярно проводить проверки, обследования предприятий, учреждений, колхозов, своевременно принимать практические меры по устранению недостатков, осуществлять мероприятия, вносить предложения и рекомендации на рассмотрение районного исполнительного комитета.

На сессиях принимались решения по важным вопросам экономической, социальной и культурной жизни района. Регулярно представлялся отчет о работе исполкома. Преемственность сохранена. И в наше время ежегодный отчет главы района о деятельности обязателен. Следует сказать, что активность депутатов на сессиях была достаточно высокой.

Годы войны легли тяжелым грузом на плечи жителей нашего района. Многие из депутатов добровольцами ушли на фронт. Но тем не менее работа Совета продолжается. Она была подчинена единой задаче достижения Победы.

На сессиях отмечается, что сельские Советы района в дни ВОВ явились вдохновителями и организаторами масс, сумели направить патриотический порыв трудящихся на самоотверженный труд для укрепления фронта и тыла.

25-26 июня 1947 года состоялась 22 сессия районного Совета депутатов трудящихся первого созыва, в которой приняли участие председатели колхозов и сельсоветов, советско-партийный актив, интеллигенция района. Сессия рассмотрела отчет о работе Топчихинского исполнительного комитета за период с декабря 1939 года по июнь 1947 года.

В своем докладе председатель райисполкома Кузнецов Абрам Степанович отметил, что трудящиеся района в годы Отечественной войны дали фронту 3 861 570 пудов хлеба, 167 478 пудов мяса, 127 401 центнеров молока, 12 714 пудов шерсти, 13 419 пар валенок. В 1946 году район дал государству 250 458 центнеров хлеба. Наряду с хорошими показателями в работе был отмечен ряд серьезных недостатков.

На сессии райсовета в ноябре 1947 года рассмотрен вопрос «Об организационно-технической подготовке к выборам в местные Советы второго созыва», где отмечалось, что для проведения выборов депутатов второго созыва образованы избирательные округа, утверждены составы окружных и участковых избирательных комиссий, вывешены повсеместно списки избирателей для всеобщего обозрения, зарегистрировано 35 кандидатов в депутаты районного Совета и 295 кандидатов в сельские Советы.

Выборы проходили на безальтернативной основе. Явка составляла — 99,96 % от числа зарегистрированных избирателей, из них 99,57 % проголосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных (99,07 % — за кандидатов в депутаты сельских Советов).

Среди избранных депутатов секретари и заведующие отделами райкома ВКП(б) (4 человека), председатели, заместители председателя и секретари сельских Советов (5), руководители хозяйств (5), учителя (2), доярка, комбайнер, шофер. В числе депутатов директор Топчихинской МТС Василенко Иван Михайлович, звеньевые высокого урожая колхоза им. Кирова (Макарьевский избирательный округ) Клыжина Мария Яковлевна и Чистюньского свеклосовхоза – Зинченко Анна Владимировна.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры требовало создания новых отделов и комиссий райисполкома и районного Совета, что и происходило. На первой сессии второго созыва районного Совета в январе 1948 года был образован отдел культпросветработы, земельный переименован в отдел сельского хозяйства, также образованы две новые комиссии райсовета: местной промышленности, дорожного строительства и благоустройства.

Полномочия исполкома районного Совета депутатов трудящихся были достаточно широкими. В соответствии с «Положением об издании местными исполкомами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке», утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 30 марта 1931 года, исполком принимает решения от 06.05.1948 года «О борьбе с безнадзорностью скота в населенных пунктах района», от 29.03.1952 г. «О весенней очистке населенных мест», от 25.11.1955 «О правилах поведения детей в общественных местах», устанавливающие административную ответственность – штраф до 100 рублей или принудительные работы до 30 дней.

Расширение круга вопросов, входивших в компетенцию районного Совета и его исполкома, отмечена последующая их деятельность. Связано это было с общими процессами в стране.

На сессиях районного Совета рассматриваются итоги работы местной промышленности за 1951 год, итоги выполнения государственного плана развития общественного животноводства в колхозах и совхозах района и ходе зимовки скота (доклад председателя райисполкома К.С. Корюгина, возглавлявшего райисполком с 1949 по 1959 гг.)

«Успешная работа Советов в значительной мере зависит от активной деятельности депутатов», — пишет секретарь райисполкома в газете «Ленинское дело» за 1952 год. «Советскому депутату представлены широкие права. Он по поручению Совета имеет право обследовать работу предприятий, учреждений, колхозов, вносить вопросы и предложения на сессии. Только правильное понимание депутатами своих прав и обязанностей, постоянная связь с избирателями обеспечит дальнейшее улучшение работы районного Совета». Эти слова актуальны и в настоящее время.

Бюджет района тех лет являлся составной частью бюджета Союза ССР. Ежегодно депутатами на сессиях рассматривались вопросы исполнения бюджетов прошедшего года и утверждения на текущий год, что продолжает иметь место и до настоящего дня.

Так бюджет района за 1954 год был выполнен по доходам на 113%, по расходам – только на 96,1%.

Районный Совет постоянно практикует рассмотрение отчетов о работе отдельных сельских Советов.

Очередные выборы состоялись 27 февраля 1955 года. В составе депутатов районного Совета депутатов трудящихся – 38 депутатов, среди них Грибкова Мария Петровна, Мамаев Илья Иванович, Митюхин Василий Георгиевич, Корюгин Константин Степанович, Переверзев Алексей Иванович, передовые люди района.

В выборах депутатов районного Совета приняли участие 100% зарегистрированных избирателей, за кандидатов проголосовали 99,82% от общего числа избирателей. По всем 13 сельским Советам было избрано 323 депутата.

Из созыва в созыв повышается роль Советов района, совершенствуются формы организационно-массовой работы: это выездные сессии и заседания исполкомов, постоянных комиссий Советов, регулярное проведение сходов граждан, повседневная связь с избирателями, регулярные отчеты депутатов, создание депутатских групп и уличных комитетов, — формы работы, которые и сегодня широко применяются в деятельности действующих органов местного самоуправления.

Так выездная сессия районного Совета в июне 1960 года состоялась в
п. Кировский с вопросом «О ходе капитального строительства в совхозе «Раздольный»».

Совет депутатов использует такую форму работы с населением, как обращение ко всем трудящимся района по различным вопросам на страницах районной газеты, в том числе отработать на благоустройстве в летнее время не менее 15 часов (газета «Ленинское дело» 24 апреля 1960 года).

Традиционно предметом пристального внимания районного Совета оставалось сельское хозяйство.

На сессии районного Совета депутатов с докладом «О выполнении социалистических обязательств колхозами и совхозами района по воспроизводству стада и продаже государству продуктов животноводства в 1960 году» выступил председатель райисполкома Христенко Василий Тимофеевич (председатель райисполкома с 1959 по 1962 годы).

Газета «Ленинское дело» публикует материалы анализа деятельности Советов, их организационной работы, организации отчетов депутатов перед избирателями, указывая, что отчеты являются и средством контроля народа за работой каждого депутата, Совета в целом и работников аппарата райисполкома.

При этом особое внимание уделяется выполнению наказов избирателей. Институт наказов избирателей работал всегда на активность депутатов, тесную связь с избирателями. Депутатами утверждался план мероприятий по выполнению наказов избирателей, осуществлялся особый контроль за их исполнением.

В 60-е и 70-е годы Советы всех уровней стали больше уделять внимания повышению качества жизни людей. Численный состав районного Совета увеличен до 75 депутатов. В числе избранных в эти годы депутатов Жигулина Валентина Васильевна, Макарова Евдокия Васильевна, Андреева Любовь Петровна, Деева Галина Петровна и другие.

На первой сессии 11 созыва в 1967 году отделы райисполкома оргинструкторский и торговли, бытового обслуживания населения были образованы как внештатные, на этой же сессии впервые образованы комиссии исполнительного комитета по делам несовершеннолетних, административная, входящие в структуру до настоящего времени, и наблюдательная.

На шестой сессии 11 созыва в феврале 1968 года депутаты рассмотрели вопросы состояния и мерах укрепления социалистической законности в районе. Докладчик – Криулин Н.К., прокурор района, в обсуждении доклада приняли участие 17 человек.  В решении Совета записано «Возложить на каждого руководителя персональную ответственность за состояние законности в коллективах трудящихся. Обязать отдел милиции райисполкома улучшить профилактическую работу с населением. Обязать исполком райсовета повысить требовательность к исполкому сельского и поселкового Советов, руководителям учреждений и организаций, колхозов и совхозов в деле борьбы с преступностью, нарушениями трудового законодательства». Эта же сессия утвердила план культурно-бытового строительства и благоустройства на 1968 – 1970 годы.

В докладе отмечалось, что в 1965 – 1967 годах в районе построено 10 школ на 2248 мест и в стадии строительства 8 на 2368 мест, 1 музыкальная школа на 50 мест, двое детских яслей на 100 мест, 1 больница на 35 мест, 3 интерната на 200 мест, 14 магазинов, 1 хлебозавод, 3 клуба  на 750 мест, 14 спортивных площадок, 35 км водопровода, 7360 погонных метров тротуаров, 11 обелисков и 2 бюста, 13465 м2 жилья. Еще более серьезные планы были на предстоящие 3 года, в том числе школы Парфеновская на 530 мест, Фунтиковская, Володарская, Макарьевская, Сидоровская на 320 мест, Переясловская, Кировская на 480 мест, клубы, столовые, магазины и т.д. При этом депутатами строго отслеживаются намеченные планы.

В 1969 году на 1 сессии 12 созыва созданы комиссия райсовета по делам молодёжи, отдел исполнительного комитета по физкультуре и спорту.

В 1973 году, кроме заведующих отделами райисполкома на сессии утверждены руководители районных организаций, редактор районной газеты – Смирнов А.В. (до этого работающий председателем Парфеновского райисполкома), главный врач районной больницы – Беспалый П.В., начальник районного узла связи – Шевченко Д.И., директор райтопа – Бондаренко Н.С.

Новый этап в истории развития представительной власти связан с принятием новой Конституции.

В соответствии с Конституцией СССР 1977 года действовал исполнительный комитет Топчихинского районного Совета народных депутатов. На Советы возлагалось:

— проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти,

— принятие всех мер к поднятию района в культурном и хозяйственном отношении,

— разрешение всех вопросов, имеющих местное значение,

— объединение всей советской деятельности в пределах данной территории,

— руководство политическим и хозяйственным строительством на своей территории, установление бюджета, обеспечение охраны государственного порядка, содействие обороноспособности страны, обеспечение соблюдения законов и охраны прав.

На сессиях райсовета  рассматривались планы развития народного хозяйства и бюджет района, меры по улучшению благоустройства и санитарного состояния населенных пунктов, мероприятия по выполнению решений предыдущей сессии, наказов избирателей, решений Пленумов ЦК КПСС, постановлений Верховного Совета и законов СССР, отчеты председателей и директоров предприятий, депутатские запросы, отчеты о работе постоянных комиссий, вопросы охраны природы; на заседаниях исполнительного комитета – вопросы социалистического соревнования и сельскохозяйственного производства, отвода земельных участков под строительство, отчеты о работе отделов исполнительного комитета и сельских Советов, результаты хозяйственно-финансовой деятельности колхозов, организации культурно-бытового, медицинского и торгового обслуживания населения.

Депутатский корпус райсовета 1977 года 75 человек. Среди них Дюжикова Любовь Алексеевна, свинарка совхоза «Раздольный», Киселева Лидия Николаевна, колхозница колхоза им. Крупской, Клюков Иван Иванович, первый секретарь РК КПСС, Ганзвинд Владимир Иосифович, председатель колхоза «Родина», Овчаренко Виталий Алексеевич, бригадир колхоза «Искра», Пелёвин Аркадий Иванович, директор совхоза «Ульяновский», Рассадов Валерий Архипович, управляющий РО «Сельсхозтехника», Кулешов Алексей Антонович, первый секретарь РК КПСС (с апреля 1978 года), Логинов Владимир Андриянович, секретарь РК КПСС (с 1979 года).

На первой сессии 16 созыва были утверждены заведующие отделами райисполкома: общего, финансового, народного образования, культуры, внутренних дел, социального обеспечения, архивного, ЗАГС. И такая структура действовала вплоть до 1985 года.

В этот период председателем райисполкома с мая 1980 года работал Воронин Геннадий Владимирович, сменил его Чертов Николай Александрович, с приходом которого широко развернулось строительство производственной базы сельскохозяйственной отрасли, реализовывались продовольственная программа, строительство объектов социальной сферы, велось большое жилищное строительство.

Из доклада на 13-й отчетной сессии Топчихинского райсовета – «Прошедший 1984 год был для тружеников района нелегким, но в то же время успешным. Большинство плановых показателей выполнено и впервые за 12 лет сдано так много хлеба – 76 тысяч тонн. Впервые район и все хозяйства справились с планами продажи государству молока и мяса. Впервые все хозяйства работали с прибылью. Возросла продуктивность и обеспечен рост поголовья скота и свиней. Набранный темп работы важно не только закрепить, но и развить дальше. А в осуществлении этой задачи важная роль принадлежит Советам народных депутатов, усилению влияния которых, повышению ответственности за более полное удовлетворение запросов трудящихся исполком райсовета уделяет постоянное внимание». При этом главное внимание в докладе было акцентировано на имеющихся недостатках и неиспользованных резервах.

1985 год. Первая сессия 19-го созыва. Открывает сессию старейший депутат районного Совета депутатов трудящихся Иван Николаевич Вороновский. «Быть народным депутатом, — говорит он, — высокая честь и большая ответственность. Деятельность Советов отвечает интересам всех классов и социальных групп, всех поколений. Роль их в обществе растет, растет и влияние Советов, их роль в решении вопросов экономического и социального развития своих территорий. Они координируют деятельность расположенных на их территории предприятий, организаций. В руках местных Советов находится такое важное средство, как объединение денежных и материальных ресурсов».

Депутат Татарникова К.П., председатель исполкома Топчихинского поселкового Совета рассказала о работе по выполнению наказов избирателей: отремонтировать дороги по ул. Куйбышева (наказ депутата Часовских О.Ю.). Депутат Набок Г.Н. оказал практическую помощь в организации работ по благоустройству на площади Советов и в Мемориальном парке. Депутат Рыбакольникова Л.В. с помощью своих избирателей решила вопрос строительства ограды жилого дома на территории железнодорожной станции и т.д.

Сессия приняла к исполнению и утвердила план мероприятий выполнения 81 наказа избирателей.

На первой сессии 19 созыва 1985 года были образованы отделы: по труду, по делам строительства и архитектуры; на первой сессии 20 созыва в 1987 году – архивный отдел.

Первый регламент Топчихинского районного Совета народных депутатов и исполнительного комитета районного Совета народных депутатов был принят депутатами 4 октября 1985 года, согласно которому Топчихинский районный Совет народных депутатов являлся органом государственной власти в районе.

Порядок деятельности районного Совета народных депутатов и его органов определяется регламентом, Законом РСФСР «О районном Совете народных депутатов РСФСР» и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР.

Решения районного Совета народных депутатов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Районный Совет народных депутатов, его органы систематически информируют население о своей работе, принятых решениях и реализации наказов избирателей.

План социально-экономического развития и бюджет района, план мероприятий по выполнению наказов утверждаются районным Советом.

Исполнительный комитет непосредственно подчинен Топчихинскому районному Совету народных депутатов, а также исполнительному комитету Краевого Совета народных депутатов, осуществляет руководство предприятиями, учреждениями, организациями районного подчинения, либо через отделы и управления, либо – непосредственно.

Исполнительный и распорядительный органы — исполнительный комитет районного Совета народных депутатов избирается из числа депутатов на первой сессии нового созыва в составе председателя, первого заместителя, заместителей, секретаря и членов исполкома. Численный состав утверждается районным Советом. Кандидатуры в состав исполкома обсуждаются и голосуются персонально. Исполком руководит государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории района на основе решений районного Совета и вышестоящих органов государственной власти.

Отделы и управления образуются Советом народных депутатов. Утверждение руководителей на 1-й сессии, изменения – на последующих.

Районный Совет народных депутатов образует районный комитет народного контроля и утверждает его состав, избирает районный суд сроком на 5 лет в составе председателя, члена суда и народных заседателей.

По ключевым позициям Регламент 2017 года совпадает с регламентом 1985 года.

Следующая страница истории: страна, край и район вступают в перестроечный период.

В декабре 1986 года правительством России было принято постановление о проведении на территории России эксперимента по внедрению демократической системы выборов по многомандатным округам. Эксперимент предполагалось провести в двух районах каждого региона. На территории Алтайского края эта честь была оказана Майминскому району Автономной Республики Алтай и Топчихинскому району. В марте 1987 года в Президиуме Верховного Совета РСФСР состоялось организационное совещание по подготовке к выборам. В нем приняли участие представители Алтайского краевого Совета депутатов и нашего района (секретарь Лепота А.Я.). Получив основные направления по подготовке к выборам, приступили к работе. Впервые район был поделен на многомандатные округа, в каждом из них была предусмотрена альтернатива, было зарегистрировано на 2-3 кандидата в депутаты больше положенных мандатов. Во всех населенных пунктах прошли собрания, где населению разъяснялся порядок выборов. В июне 1987 года (год 50-летия Алтайского края) выборы состоялись. В районный Совет народных депутатов двадцатого созыва избрано по 18 многомандатным округам, 75 действующих и 19 резервных депутатов. Опыт этих выборов был распространен и лег в основу современной выборной системы и сегодня в районе выборы представительных органов местного самоуправления всех уровней проходят только по многомандатным избирательным округам.

В начале 90-х годов район вместе с краем и со всей страной вступил в новый исторический период своего развития. В области организационной – изменения заключались в разделении властей и переходе исполнительной власти в руки главы администрации, законодательной – к местному законодательному (представительному) органу.

Весной 1990 года в РСФСР прошли выборы депутатов на альтернативной основе. В районный Совет народных депутатов 21-го созыва было (в 2 этапа) избрано 60 депутатов, в числе которых 6 – рабочие, 10 – колхозники, 10 – работники советских и партийных органов, 8 – руководители хозяйств, 8 – медицинские и педагогические работники, членов КПСС – 46, членов ВЛКСМ – 1, женщин – 12, мужчин – 40. По национальности: русских – 49, украинцев – 6, немцев – 6. По образованию: с высшим – 35, до 30 лет – 3. В голосовании приняли участие около 92 % избирателей, внесенных в списки. По 8 округам выборы в первом этапе не состоялись, так как никто из кандидатов не набрал 50 % голосов, было принято решение о проведении повторных выборов.

В соответствии с распоряжением крайисполкома и Временным положением о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов РСФСР, утвержденном президиумом Верховного Совета РСФСР 9 февраля 1990 года районный Совет утвердил следующую структуру Совета:

— Председатель Совета (неосвобожденный)

— Заместитель председателя Совета (освобожденный)

— Заведующий орготделом.

Председателем представительной ветви власти Топчихинского районного Совета народных депутатов 21-го созыва был избран Бестужев Петр Иванович, первый секретарь РК КПСС, заместителем – Седова Тамара Викторовна.

Совет депутатов избрал Президиум районного Совета народных депутатов, в состав которого вошли председатель исполкома, председатель районного комитета народного контроля, председатель 8 постоянных комиссий районного Совета. В феврале 1992 года Президиум реорганизован в Малый Совет районного Совета народных депутатов.

Председателем исполнительного комитета был избран депутат Харин Михаил Петрович. Члены исполкома не являются депутатами районного Совета народных депутатов.

В связи с изменением структуры районного Совета на второй сессии     21-го созыва в новой редакции был принят временный регламент районного Совета. Согласно действующему законодательству районный Совет народных депутатов являлся органом государственной власти в районе, исполнительным и распорядительным органом районного Совета народных депутатов являлся исполнительный комитет. При этом районный Совет народных депутатов находился в непосредственном подчинении Алтайского краевого Совета народных депутатов.

На основании постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» и Указа Президента РСФСР от              22 августа 1991 года № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» согласно распоряжению главы Администрации края с 15 ноября 1991 года вступил в должность глава Администрации Топчихинского района Харин М.П., полномочия исполкомов Советов народных депутатов района были прекращены.

Главе Администрации района поручалось назначение руководства сел и поселков. При этом Администрация района являлась органом государственного управления.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» была прекращена деятельность Топчихинского районного Совета народных депутатов.

В 1994 году выборы депутатов не проводились, было сформировано районное представительное собрание, в которое вошли по одному представителю от каждого сельсовета и два от Топчихинского сельсовета, избранные на заседания представительных собраний сельсоветов. В составе представительного собрания Топчихинского района – 20 человек.  Возглавил его глава Администрации района Харин М.П. В числе представителей районного собрания 13 руководителей, из них – 6 главы Администраций, 10 человек – работники сельского хозяйства, один – народного образования, женщин – нет, с высшим образованием — 14 человек, 15 человек – депутаты районного и сельских Советов предыдущего созыва.

В организационном плане время было сложное, практически отсутствовала правовая база. Представительное собрание утвердило временный регламент работы, составы комиссий при Администрации района, местные налоги и сборы на территории района, прогнозы бюджетов на очередные годы. Утверждены действия районной Администрации по стабилизации социально – экономического положения на 1995 – 1997 годы.

В соответствии с новой Конституцией РФ 1993 года, принятой всенародным голосованием, где п. 2 ст. 3 определяет «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» — депутаты представительного собрания проводили большую работу по разработке проекта первого Устава района, которым было установлено, что районный Совет депутатов являлся единым представительным органом местного самоуправления районного уровня, определялись его полномочия, порядок деятельности, основные элементы структуры.

Наименование представительного органа — Топчихинский районный Совет депутатов, срок полномочия Совета — 4 года, численный состав районного Совета депутатов – 27 депутатов, должностное лицо – глава местного самоуправления.

Важным событием стало принятие в январе 1996 года первого Устава района, были назначены выборы представительных органов и глав местного самоуправления района и сельсоветов на март месяц. Утверждается в соответствии с Уставом территориальная избирательная комиссия. В апреле 1996 года состоялась первая сессия районного Совета депутатов. Открыл сессию первого созыва глава района, избранный всенародно, Диденко Владимир Николаевич. Заместителем председателя районного Совета депутатов избран Тибекин Николай Куприянович. Круг рассматриваемых вопросов достаточно разнообразен: приняты планы социально-экономического развития до 2000 года, бюджеты соответствующих периодов, программа борьбы с правонарушениями, первые положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в районе. Формировалась нормативно-правовая база по земельным отношениям, заслушивались отчеты руководителей отделов, управлений районной администрации.

Сложная социально-экономическая ситуация в экономике и социальной сфере района сказалась на общественно-политической ситуации в районе и как следствие поступила инициатива проведения отзыва главы района и, естественно, она нашла отражение в работе районного Совета депутатов, нагрузка была большая: частые сессии, рассмотрение документов крайизбиркома. Внесены изменения в Устав района: глава Администрации района назначается по конкурсу, представительный орган возглавляет председатель районного Совета депутатов, избираемый из числа депутатов. На сессии в октябре 1998 года председателем районного Совета депутатов избран Ерофеев Владимир Александрович, начальник ПМК-673. Этот состав депутатского корпуса провел 3 конкурса на замещение вакантной должности главы Администрации района.

2000 год. Выборы органов местного самоуправления района.

Районный Совет избирает председателем Вертохвостова Евгения Михайловича, директора Володарской средней школы, заместителем Тибекина Николая Куприяновича, директора Фунтиковской средней школы, председателей постоянных комиссий по законодательству, по социальной политике, по бюджету.

Работа депутатов второго созыва достаточно напряженная. Депутаты работают над вопросами бюджетных и земельных отношений, местным налогам и сборам, арендной платы. Утверждаются порядок предоставления и изъятия земельных участков, правила застройки населенных пунктов, порядок управления объектами муниципальной собственности, утверждается реестр объектов муниципальной собственности, положения о комиссиях при Администрации района. Принимаются программы развития малого предпринимательства в районе, кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, педагогических и медицинских учреждений, рассматривается ход земельной реформы в районе, работа жилкомхоза и энергетики, вопросы демографической политики, медицинского обслуживания и другие.

Представительный орган формирует списки народных заседателей, утверждает схему управления районом и структуру администрации района, реестр муниципальных должностей. Депутаты работают над Уставом района, утверждают регламент работы районного Совета, принимают положение о постоянных комиссиях, практикуют их выездные заседания. Заслушаны сообщения о депутатской деятельности депутатов.

Депутаты решают вопросы административно-территориального устройства, заслушивают отчеты об исполнении законов по вопросам местного самоуправления на территориях Хабазинского и Кировского сельсоветов. Проведен конкурс на замещение должности главы Администрации района в июне 2001 года (назначен Григорьев Александр Николаевич), назначены выборы депутатов районного Совета депутатов третьего созыва и выборы главы района.

В 2003 году создана районная Молодежная Дума в количестве 21 депутата, которая работает по настоящее время уже девятый созыв. С 2012 года в количестве 17 человек равном количеству депутатов районного Совета.

Начало реформы местного самоуправления положили Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главная задача которого научить местные власти и население самостоятельно принимать решения, управлять делами на основе четкого распределения полномочий между уровнями власти.

На территории России этот закон полностью вступил в силу с января 2009 года, на территории Алтайского края – в 2005 году. Именно с этого времени начинается кропотливая, тяжелая работа по приведению в соответствие с действующим законодательством всей нормативно-правовой базы района. Над этим творчески работали и работают депутаты районного Совета третьего, четвертого, пятого и действующего шестого созывов.

Все значимые и касаемые жизни граждан постановления и решения публикуются в районной газете. Не обходится, конечно, без ошибок, хотя ошибок законодательного плана стало значительно меньше. В этом большую помощь оказывают всем органам местного самоуправления района работники прокуратуры.

Депутаты, избранные в марте 2004 года (председатель районного Совета депутатов – Разуков Владимир Харитонович, директор совхоза «Ульяновский», заместитель – Тибекин Николай Куприянович), продолжили разработку правовой     базы, утверждены районные целевые программы улучшения жилищных условий населения района, комплексной безопасности образовательных учреждений и развития образования до 2010 года, молодежной политики и развития физической культуры и спорта, предпринимательства, профилактики правонарушений. Принята комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Топчихинский район до 2017 года.

Согласно внесенным изменениям в Устав района в 2007 году в соответствии с законодательством с четвертого созыва вместо должности председателя районного Совета депутатов введена должность главы района, который возглавлял Совет депутатов. Глава Администрации района вновь избирается депутами на конкурсной основе. Депутатами, избранными в марте 2008 года, главой района избрана Альшанская Татьяна Леонидовна, главный крач Топчихинской ЦРБ, заместителем — неизменно Тибекин Николай Куприянович. Структура районного Совета депутатов осталась практически неизменной. Главой Администрации района по конкурсу назначен Григорьев Александр Николаевич.

С 2008 года повышается роль и активность политических партий в формировании избирательных комиссий, выборах депутатов. От политической партии «Единая Россия» избраны восемь депутатов, остальные самовыдвиженцы. Впервые создано постоянное депутатское объединение — фракция «Единая Россия». Повысился образовательный уровень депутатов, из 27 депутатов 24 имеют высшее образование. Выросло число женщин-депутатов. Участие в голосовании приняли 60,6 % от количества избирателей, внесенных в списки.

2008 год стал первым годом функционирования налоговой и бюджетной системы района в рамках трехлетнего бюджетного планирования.

С 2010 года используется практика проведения выездных заседаний постоянной комиссии по социальной политике с целью встреч с избирателями, знакомства с сельскими депутатами и изучения на местах различных вопросов.

В 2011 году внесены изменения в Устав района, касающиеся численного состава районного Совета депутатов. Пятый созыв начал свою работу в марте 2012 года в количестве 17 депутатов на 5-летний срок.

От выборов к выборам активность избирателей падает. Уже 55 % избирателей приняли участие в голосовании. Все 4 парламентские политические партии участвовали в выборах.  Из 17 депутатов 15 депутатов выдвинуты местным отделением политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ, 2 — местным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Главой района избран Лунько Евгений Викторович, заместитель директора по основному производству ОАО «Племрепродуктор «Чистюньский», заместителем председателя районного Совета депутатов — Дудкина Светлана Николаевна, образованы всего две постоянные депутатские комиссии: по бюджету и вопросам местного самоуправления, по социальной политике. Главой Администрации района по конкурсу назначен Григорьев Александр Николаевич.

Деятельность депутатов пятого созыва характеризуется проведением различных патриотических акций, в т.ч. совместных с молодежной Думой, спортивных состязаний.

С 2016 года депутаты начали предоставлять сведения о доходах.

Изменения в законодательстве нашли свое отражение в Уставе района. В 2017 году внесены изменения, касающиеся наименования и полномочий руководителей органов местного самоуправления. Так с шестого созыва, т.е. с сентября 2017 года возвращается должность председателя районного Совета депутатов. Глава района является высшим должностным лицом, который избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на 5-летний срок и осуществляет свои полномочия на постоянной основе, возглавляет Администрацию района.

Действующий депутатский корпус, избранный в сентябре 2017 года, представлен уже тремя политическим партиями: Единая Россия — 14, КПРФ — 1, Справедливая Россия – 1, самовыдвижение – 1. Явка на выборы составила всего 23,46 %.

Председателем районного Совета депутатов избрана Дудкина Светлана Николаевна, земеститлем – Загайнов Сергей Витальевич. В декабре 2017 года главой района на конкурсной основе избран Тренькаев Денис Сергеевич.

Работа продолжается.

 

Такова история становления представительной власти в районе.

Депутатская деятельность всегда была и остается работой бескорыстной, на общественных началах, где нужно быть принципиальным, знать законодательство, защищать интересы избирателей, принимая верные решения. Именно такие депутаты представляют «биографию» местных законодателей.

Наша совместная работа всегда строилась на конструктивном взаимодействии и взаимопонимании, а не на противостоянии. Надеюсь, что мы и дальше одной сильной командой будем решать поставленные задачи, чтобы  избиратели знали и видели конечный результат.

Благодарю всех за вклад в общее дело развития Топчихинского района. Желаю всем здоровья, добра, успехов, благополучия!