В последние годы в России и в Алтайском крае наблюдается увеличение числа преступлений, связанных с «дистанционными» хищениями денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (мобильные телефоны, банковские карты, банковские счета, личные кабинеты).
В 2020 году на территории Топчихинского района зарегистрировано 18 преступлений указанной категории, в 2021 году уже 5 преступлений. Данные преступления квалифицируются по п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного Кодекса РФ и относятся к категории «тяжких» преступлений. При этом необходимо отметить, что раскрытие преступлений данной категории сопряжено с большими сложностями в первую очередь технического характера. В 2020 году со счетов жителей Топчихинского района похищено более 350000 рублей.
Несмотря на активно проводимую в СМИ работу по информированию о способах мошеннических действий граждане легко поддаются на уловки преступников, передавая им данные о номерах своих банковских карт и кодах доступа для подключения к личному кабинету.
Преступники под разными предлогами (покупка-продажа, получение предоплаты, получение компенсации, призов, ошибочно направленные деньги на счет, блокирование банковской карты и счета, попытка снятия денежных средств, устройство на работу, оформление кредита) пытаются получить информацию о реквизитах банковской карты, количестве денег на счете и т.д., а главное, им необходим пароль доступа для подключения к личному кабинету пользователя.
Граждане, введенные в заблуждение, говорят преступникам данный пароль доступа, который поступает на мобильный телефон в СМС-сообщении (четырехзначное число), тем самым позволяя распоряжаться их банковским счетом. Получив данный пароль доступа, преступник заходит в личный кабинет пользователя и производит перевод денежных средств на свои банковские счета.
Так гражданину «М» поступил телефонный звонок. Мужчина представился сотрудником банка и указал, что с банковского счета «М» зафиксирована попытка снятия денежных средств. С целью предотвращения операции необходимо сообщить сотруднику реквизиты банковской карты, а именно — номер, период действия и трехзначный код, указанный с обратной стороны. Затем сотрудник указал, что необходимо перевести деньги с одного счета на другой безопасный и перевыпустить банковскую карту, а также что сейчас на мобильный телефон гражданина «М» поступят СМС-сообщения с четырехзначным кодом, которые необходимо также назвать сотруднику. Гражданин «М» сообщил поступившие в СМС-сообщении цифры сотруднику и с его банковской карты начинают сниматься денежные средства. Гражданин «М», не задумываясь, сказал преступнику пароль доступа к своему личному кабинету, подключенному к онлайн-сервису банка, при этом в СМС-сообщении было указано, что данный код не сообщать посторонним лицам. В итоге было похищено 125000 рублей.
Однако иногда граждане сами переводят денежные средства на банковские счета, номера мобильных телефонов мошенников, которые представляются сотрудниками банка, полиции, прокуратуры, специалистами социальной защиты и т.д.
Гражданин «С», имея кредиты, оставил заявку на рефинансирование кредита в разных банках, посредством сети интернет. Через некоторое время ему поступил телефонный звонок от женщины, которая представилась сотрудником банка и сказала, что ему одобрен кредит в размере 500000 рублей, который курьер доставит по месту жительства. Для получения кредита необходимо оплатить 5000 рублей за доставку, что и сделал гражданин «С» деньги на указанный сотрудником банковский счет. Позднее гражданину «С» позвонила другая девушка, также «сотрудник», которая указала, что Центробанк приостановил операцию, т.к. необходимо оформление страховки, которое стоит 33000 рублей, однако банк оплатил за него страховку и курьером доставит ему документы. Доставка документов будет стоить 5300 рублей. Гражданин «С» снова произвел оплату. Затем вновь позвонил «сотрудник» банка и сообщил, что т.к. Центробанк приостанавливал операцию, то необходимо оплатить еще 10000 рублей, что также сделал гражданин «С». В итоге гражданин «С» сам перевел мошенникам 20300 рублей и естественно не получил ни какого кредита.
Способы мошеннических действий очень разнообразны. Прежде, чем совершать какие-либо действия, связанные с перечислением денежных средств, сообщением сведений незнакомым лицам, подумайте, не впадайте в панику. Позвоните на «горячую» линию банка. Запомните, что настоящие сотрудники банка НИКОГДА не будут спрашивать Ваши личные данные и тем более реквизиты банковской карты. ВНИМАТЕЛЬНО читайте все СМС-сообщения, касающиеся денежных операций. Четырехзначное число, которое приходит в СМС-сообщении, является (кодом) доступа к Вашему личному кабинету, открытому в банке, где оформлена банковская карта. Никому не сообщайте данный код.
Запомните, что безопасность Ваших денежных средств зависит, прежде всего, от Вас самих