Нормами Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
В пункте 3 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закона) предусмотрено, что Государственная служба занятости оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Согласно части 6 статьи 14 Закона, в органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 25 Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Вместе с тем, не все организации выполняют вышеуказанные требования. Размещая сведения о наличии свободных рабочих мест на сайтах по поиску работы, данные сведения в Центр занятости не передают и не размещают в Общероссийской базе вакансий «Работа в России», что является нарушением законодательства.
Также выявляются нарушения при предоставлении информации о наличии свободных вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной законом квотой для приема на работу инвалидов. При этом работодатель неверно рассчитывает количество квотированных мест в зависимости от среднесписочной численности сотрудников организации, что является нарушением трудового законодательства.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет за собой назначения наказания в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.