Всё чаще мошенники используют сотовую связь, сеть «Интернет», банковские карты для обмана граждан. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо знать алгоритм их действий.
Самые распространенные схемы телефонного мошенничества:
- Несчастный случай с близкими родственниками (знакомыми).
Преступник (мошенник), звоня с неизвестного номера, представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом сообщает, что у него произошли неприятности, к примеру, он задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человека, хранил оружие или наркотики и т.д.). После этого в разговор под видом сотрудника полиции вступает другой человек, который сообщает, что он может помочь в сложившейся ситуации за вознаграждение, при этом озвучивая конкретную сумму в рублях или иной валюте. Однако, если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место или передать какому-либо человеку, либо перевести на счет по номеру банковской карты.
- Розыгрыш призов (это может быть, как предмет, так и услуга).
На телефон абонента сотовой связи приходит sms-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи (розыгрыша) он выиграл какой-либо предмет или услугу. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается перейти по ссылке и посетить определенный сайт, где возможно ознакомиться с условиями проведения розыгрыша, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для получения приза необходимо выполнить ряд действий (в том числе заплатить госпошлину, оформить необходимые документы, оплатить комиссию за перевод). Затем счастливому обладателю «главного приза» необходимо перечислить на соответствующий счет указанную ими сумму, набрав определенную комбинацию цифр и (или) символов для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли», при этом Вы не заполняли никаких заявок на участие или каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, Вас пытаются обмануть.
- SMS-просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение от «знакомого» или «родственника» (с неизвестного номера телефона): «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму денег и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже
невозможно. - Платный код. Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
- Штрафные санкции оператора. Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, переведя денежные средства на определенный счет по номеру карты.
- Ошибочный перевод средств. Абоненту поступает SMS-сообщение о зачислении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». После чего поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно при помощи использования той же услуги «Мобильный перевод». В действительности же деньги на счет телефона не поступали, а обманутый гражданин переводит свои «реальные» денежные средства на соответствующий номер телефона. Если позвонить по указанному номеру, в большинстве случаев, он будет вне зоны доступа. Кроме того, необходимо помнить, что существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
- «Вас атаковали хакеры». Держателю банковской карты поступает звонок якобы от сотрудника банка с указанием на то, что абонент написал заявление на закрытие счета. Абонент, соответственно не писавший такое заявление, указывает на это. «Банковский работник» сообщает, что в таком случае, вероятнее всего карту взломали злоумышленники и клиент может в любой момент лишиться своих сбережений. Далее сотрудник предлагает перевести денежные средства на безопасный счет, но для этого ему нужна информация о клиенте, в том числе CCV-код на оборотной стороне карты и срок ее действия. После этого, мошенники переводят все денежные средства на свой счет и скрываются.
- СМС или звонок из банка о блокировке карты.
Приходит смс-сообщение о том, что банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда абонент звонит по указанному номеру телефона, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для ее перерегистрации, либо дойти до ближайшего банкомата и следуя «подсказкам» оператора самостоятельно разблокировать карту. В результате злоумышленники получают доступ к банковской карте абонента и могут беспрепятственно перевести денежные средства на свой счет.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких, особенно пожилых:
- Не следует доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть Вашими средствами или имуществом;
- Не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет денежные средства;
- Не следует сообщать по телефону сведения личного характера, в том числе, номер банковской карты, CCV-код (три цифры на оборотной стороне карты), срок действия карты, пин-код карты, любые коды, пришедшие Вам на телефон посредством смс-сообщений, другим людям, в том числе сотрудникам кредитных организаций.
Прокурор
Топчихинского района
советник юстиции А.А. Тимофеев