УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее — Закон № 1-ФКЗ).

Конституционный Суд РФ определяет Уполномоченного по правам человека в РФ как конституционный орган, учрежденный в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом он не управомочен на вынесение государственно-властных решений, его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 Закона № 1-ФКЗ). По результатам рассмотрения поступающих на его имя жалоб Уполномоченный составляет заключения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан, обращается с заявлениями, ходатайствами, жалобами к соответствующим органам и должностным лицам для принятия этих мер. Он вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению, однако такой отказ должен быть мотивирован.

 

Компетенция

 

Согласно ст. ст. 15 и 16 Закона № 1-ФКЗ к компетенции Уполномоченного по правам человека отнесено рассмотрение жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц. Жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (ст. 17 Закона № 1-ФКЗ). Получив жалобу, Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению, о чем в десятидневный срок письменно уведомляет заявителя, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит (ст. 20 Закона № 1-ФКЗ).

 

Полномочия при проведении проверки

 

В соответствии со ст. 23 Закона № 1-ФКЗ Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного посещения любых органов и организаций.

Уполномоченный вправе проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц как самостоятельно, так и совместно с компетентными органами. Проверка подразумевает под собой комплексное изучение и оценку деятельности соответствующих органов и должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 32 Закона № 1-ФКЗ в случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

Закон наделяет правом Уполномоченного по правам человека давать поручения компетентным государственным учреждениям, правом проведения экспертных исследований и подготовки заключений.

Кроме того, проведение экспертных исследований может быть поручено Экспертному совету при Уполномоченном по правам человека в РФ (ст. 41 Закона № 1-ФКЗ).

 

Порядок обращения

 

Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека достаточно детально разъяснен на сайте http://ombudsmanrf.org/contact/content/cases.

В частности, жалобу Уполномоченному по правам человека может подать любое лицо (заявитель) независимо от гражданства, права, свободы и достоинство которого были нарушены на территории Российской Федерации (ст. 15 Закона № 1-ФКЗ).

Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (ст. 17 Закона № 1-ФКЗ).

В жалобе на имя Уполномоченного по правам человека в обязательном порядке заявитель указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает существо решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его основные права и свободы, ставит личную подпись и дату, а также прилагает документы и материалы либо их копии.

Жалоба на имя Уполномоченного по правам человека может быть подана в форме электронного документа. В такой жалобе гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека имеет право принять следующие решения: принять жалобу к рассмотрению; передать жалобу на рассмотрение государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; мотивированно отказать в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 20 Закона № 1-ФКЗ).

О принятом решении Уполномоченный по правам человека в 10-дневный срок уведомляет заявителя.

Уполномоченный по правам человека руководствуется прежде всего гл. III Закона № 1-ФКЗ, которая регламентирует особенности деятельности Уполномоченного, связанные с рассмотрением им жалоб о нарушениях прав человека, поступивших от граждан России и находящихся на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства.

На сегодняшний день институт Уполномоченного по правам человека является специализированной системой защиты прав граждан, который призван отслеживать нарушения их прав и интересов и способствовать восстановлению нарушенных прав. В основе деятельности данного института лежат положения международного права, нормы законодательства РФ, принципы гуманности и справедливости.

 

Юрисконсульт ПН

МО МВД России «Топчихинский»                                                               О.М. Пономаренко