1. Гражданско-правовая ответственность за реализацию контрафактной продукции |
В рамках этого вида ответственности к нарушителю по требованию правообладателя или иных лиц могут, в частности, применить следующие меры (п. п. 1, 2 ст. 1250, п. 1 ст. 1252 ГК РФ):
1)изъять из оборота и уничтожить без какой-либо компенсации контрафактные материальные носители (например, товары, их упаковки, этикетки с незаконно размещенным товарным знаком) по решению суда, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом РФ (п. 4 ст. 1252, п. 2 ст. 1515 ГК РФ).
Исключение — ситуация, когда правообладатель сам разместил товарный знак на товарах или дал согласие на его размещение, но товары ввезли в РФ без его согласия. Такие товары можно изъять и уничтожить, лишь если они некачественные и (или) угрожают безопасности, жизни и здоровью людей, природе и культурным ценностям.
2)понудить к удалению за счет нарушителя обозначения с товаров, их этикеток, упаковок, когда оно используется незаконно — если введение товаров в оборот необходимо в общественных интересах, и товары не изымут и не уничтожат. Требования могут заявить в отношении (п. 2 ст. 1515, п. 1 ст. 1537 ГК РФ):
товарных знаков;
сходных с ними до степени смешения обозначений;
географических указаний;
наименований места происхождения товара;
обозначений, которые включают, воспроизводят или имитируют зарегистрированные географические указания или наименования места происхождения товара;
3)взыскать убытки или потребовать компенсацию вместо убытков (по выбору правообладателя) за нарушение исключительных прав на ряд объектов интеллектуальной собственности. Например, на произведение или товарный знак (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 1252, ст. 1301, п. 4 ст. 1515 ГК РФ);
4)ликвидировать организацию-нарушителя, если она по своей вине неоднократно или грубо нарушит исключительные права. Также могут прекратить деятельность гражданина в качестве ИП, если он по своей вине допустил такие нарушения в рамках предпринимательской деятельности (ст. 1253 ГК РФ).
2. Административная ответственность за реализацию контрафактной продукции |
Она может выразиться в административных штрафах, конфискации контрафактной продукции и других санкциях — в зависимости вида нарушения и того, кто является нарушителем. Например, административная ответственность предусмотрена за следующие нарушения (если у них нет признаков преступления):
1)нарушения авторских и смежных прав, например продажу контрафактных музыкальных дисков. На юрлицо, в частности, могут наложить административный штраф от 30 до 40 тыс. руб. и конфисковать контрафактные носители и орудия совершения нарушения — оборудование и др. (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ);
2)нарушения изобретательских и патентных прав. Например, реализация контрафактных запчастей — полезных моделей. Административный штраф для юрлиц за это составляет от 30 до 40 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ);
3)недобросовестную конкуренцию, в том числе недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав. Например, недобросовестной конкуренцией при определенных условиях могут признать незаконное использование на товаре обозначения, которое тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком конкурента. Административный штраф для юрлица за такое введение в оборот товара посчитают в определенной доле от выручки от реализации товара. Но его размер будет не менее 100 тыс. руб. (п. 7 ст. 1252 ГК РФ, ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции);
4)реализацию товара с незаконно размещенным чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. На юрлиц, в частности, могут наложить административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, но не менее 100 тыс. руб., а также конфисковать контрафакты и орудия правонарушения. Если случай подходит под недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав, применяются нормы о ней (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Обратите внимание: покупатель товара с чужим товарным знаком тоже отвечает за незаконную реализацию, если перепродает товар.
3. Уголовная ответственность за реализацию контрафактной продукции |
К ней могут быть привлечены физлица (например, руководители юрлиц, реализующих контрафакты), в частности за незаконное использование:
1)объектов авторского права или смежных прав в крупном или особо крупном размере. Например, продажа программы в Интернете без соответствующей лицензии от правообладателя. Наказанием могут быть штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы, лишение свободы (ч. 2, 3 ст. 146 УК РФ);
2)изобретения, полезной модели или промышленного образца, причинившее крупный ущерб. К такому использованию могут относиться продажа или предложение о продаже этих объектов. Среди наказаний, в частности, штраф, принудительные работы, арест, лишение свободы (ч. 1 ст. 147 УК РФ,);
3)чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Например, при нанесении этих обозначений на этикетки, упаковки, предложения о продаже товаров, на сами товары, которые предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и т.п. Наказать могут в том числе штрафом, исправительными или принудительными работами, лишением свободы (ч. 1 ст. 180 УК РФ).
Юрисконсульт
правового направления О.М. Пономаренко
МО МВД России «Топчихинский»