Конституционный Суд установил, в каких случаях переписка с госорганами посредством сети «Интернет» не может быть признана клеветой, совершенной публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей
| Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2025 N 43-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Роговой Лилии Геннадьевны» |
Часть вторая статьи 128.1 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает оценки переписки с органами публичной власти, должностными лицами и организациями, осуществляющими публично значимые функции, через официальные средства коммуникации с ними в сети «Интернет» (при которой использование данной сети является лишь способом направления обращения в письменной форме, не предполагающим доступности его содержания широкому (неопределенному) кругу лиц) в качестве публичного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, дающего основания для квалификации данного деяния по этой части названной статьи.
Конституционным Судом отмечено, что часть вторая статьи 128.1 УК РФ усиливает ответственность за клевету, совершенную публично, в том числе через сеть «Интернет». Соответственно, использование для совершения клеветы информационно-телекоммуникационных сетей является квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного указанной нормой, в тех случаях, когда у распространяющего сведения лица имеется осознанное намерение адресовать их именно таким образом или сделать доступными широкому (неопределенному) кругу лиц.
Если же органы публичной власти для информационного взаимодействия с гражданами обеспечивают возможность подачи им обращения через официальные интернет-сайты или иным аналогичным образом, то обязанность исключить доступ неопределенного круга лиц к таким обращениям возлагается на эти органы.
Конституционный Суд также неоднократно подчеркивал, что само по себе обращение в орган публичной власти — даже с учетом потенциально возможного риска причинения вреда правам и свободам лиц, с которыми связана содержащаяся в обращении информация, не может рассматриваться как неправомерное распространение (разглашение) этой информации. Тем самым правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятные правовые последствия, тем более в форме уголовной ответственности. Однако выход за установленные федеральным законодателем рамки не исключает введения ограничений в этой сфере, связанных, в том числе, с привлечением к ответственности.
Кроме того, следует различать сообщение, содержащее порочащие сведения, направленное через информационно-телекоммуникационные сети, осуществляющим публично значимые функции субъектам, когда такой способ коммуникации специально предназначен для официального персонифицированного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, от обращений к тем же субъектам посредством использования иных способов коммуникации, прямо не предназначенных для подачи конкретных обращений, когда сообщенные сведения изначально становятся доступными широкому (неопределенному) кругу лиц (блоги, форумы, каналы, интернет-страницы и т.п.).
Соответственно, прямо предусмотренная возможность направления гражданином обращения в органы публичной власти в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационных сетей, как предполагающая переписку только с конкретным адресатом (даже если такой адресат не является единственным), обязанным сохранять конфиденциальность получаемых сведений, не обусловливает (не предполагает) квалификации такого обращения в качестве публичного распространения информации и не должна приводить к усилению уголовной ответственности за клевету.
Акты Правительства РФ приведены в соответствие с законом о создании следственных изоляторов при ФСБ России
| Постановление Правительства РФ от 05.12.2025 N 1991 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» |
С целью реализации Федерального закона от 23.07.2025 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в том числе в:
Правила направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью;
Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Утверждена Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года
| Указ Президента РФ от 08.12.2025 N 896 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года» |
Стратегией определены следующие цели развития здравоохранения в РФ: повышение качества медицинской помощи и увеличение ее доступности для граждан, соблюдение их прав в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В качестве основных задач развития здравоохранения в РФ названы, в частности, следующие: борьба с факторами риска неинфекционных болезней, включая повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни; сохранение здоровья населения за счет профилактических мероприятий, внедрение технологий сбережения здоровья на популяционном уровне, включая здоровое старение и активное долголетие; создание условий для повышения качества и безопасности медицинской помощи, увеличения ее доступности, а также для роста доверия населения к системе здравоохранения; совершенствование механизмов предоставления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения; развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга; развитие технологий персонализированной медицины и пр.
Согласно документу, наиболее значимыми вызовами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются старение населения (увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста), необходимость дальнейшего увеличения доступности медицинской помощи и уровня удовлетворенности ею населения, а также необходимость обеспечения технологического суверенитета в сфере здравоохранения путем производства отечественных лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, а также путем развития современных медицинских технологий.
К 2030 году ожидаемыми результатами реализации Стратегии должны стать, в том числе: увеличение до 90 процентов доли лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в РФ (в натуральном выражении), в общем объеме лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП; достижение уровня технологической независимости в сфере здравоохранения — 80 процентов; сокращение потребления алкоголя до 7,8 литра этанола на душу населения; вовлечение 100 процентов медицинских организаций в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда и пр.
Стратегией также определены угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан и приоритетные направления развития здравоохранения в РФ.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Минздравом дополнен перечень случаев выдачи листка нетрудоспособности
| Приказ Минздрава России от 10.11.2025 N 657н «О внесении изменений в пункт 1 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 2021 г. N 1089н» Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2025 N 84498. |
Согласно приказу листок нетрудоспособности также выдается лицам, у которых страховой случай наступил в период приостановления действия трудового договора (приостановления госслужбы) после окончания службы по мобилизации или службы по контракту, заключенному в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, либо после окончания действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии.
Утверждено положение об Управлении Президента РФ по стратегическому партнерству и сотрудничеству
| Указ Президента РФ от 08.12.2025 N 906 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по стратегическому партнерству и сотрудничеству» |
Основными функциями Управления являются в числе прочего: сбор, обобщение и анализ информации по вопросам разработки и реализации международных проектов и программ; участие в разработке и реализации документов стратегического планирования, общенациональных проектов и президентских программ; участие в подготовке проектов федеральных законов, проектов указов, распоряжений и поручений Президента РФ по вопросам разработки и реализации международных проектов и программ; участие в переговорах с должностными лицами государственных органов иностранных государств, зарубежными политическими и общественными деятелями, представителями международных и иностранных организаций, институтов гражданского общества по вопросам разработки и реализации международных проектов и программ.
Управление при реализации своих функций взаимодействует в установленном порядке с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, зарубежными политическими и общественными деятелями, международными и иностранными организациями, институтами гражданского общества и их представителями, органами публичной власти, российскими и иностранными общественными объединениями, научно-исследовательскими, экспертно-аналитическими, образовательными и иными организациями, учеными, специалистами и экспертами.
Подписан Указ о призыве в 2026 году пребывающих в запасе граждан РФ для прохождения военных сборов в Вооруженных Силах РФ, войсках Росгвардии, спасательных воинских формированиях МЧС, органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности
| Указ Президента РФ от 08.12.2025 N 892″О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2026 году» |
На Правительство РФ и исполнительные органы субъектов РФ возлагается обеспечение выполнения мероприятий, связанных с призывом для прохождения военных сборов и с проведением этих сборов.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Даны разъяснения по вопросам применения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению
| Письмо Минстроя России от 05.11.2025 N 30613-ОГ/00 «О соответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства» |
Сообщается, в частности, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Положениями ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 77 «Санитарных правил 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль качества питьевой и горячей воды в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10, и приложениями N 2 — 4 к Санитарным правилам.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Внесены изменения в Положение о квалификационной комиссии, утвержденное приказом Минюста России от 29.06.2015 N 150
| Приказ Минюста России от 01.12.2025 N 319 «О внесении изменений в Положение о квалификационной комиссии, утвержденное приказом Минюста России от 29.06.2015 N 150» Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2025 N 84467. |
В частности, скорректирован перечень документов, прилагаемых к заявлению лица, желающего сдать квалификационный экзамен и заниматься нотариальной деятельностью, в том числе ранее получившего лицензию на право нотариальной деятельности.
Также закреплена возможность проведения квалификационного экзамена на территориях новых субъектов РФ один раз в квартал.
Уточнены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мелиоративных мероприятий
| Постановление Правительства РФ от 05.12.2025 N 1994″О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731″ |
В том числе скорректирован размер затрат, возмещаемых из бюджета субъекта РФ получателям средств.
Предоставление средств из бюджета субъекта РФ, источником софинансирования которых являются субсидии, на возмещение затрат на реализацию проектов мелиорации будет осуществляться также при условии представления получателем средств сведений об агролесомелиоративных насаждениях в соответствии со ст. 20.1 ФЗ «О мелиорации земель».
На 2026 год установлено расписание проведения основного государственного экзамена (ОГЭ)
| Приказ Минпросвещения России N 799, Рособрнадзора N 1905 от 07.11.2025 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию Средств обучения и воспитания при его проведении в 2026 году» Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2025 N 84459. |
Помимо расписания приказом определены также время начала проведения экзаменов, их продолжительность, перечень средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам, которые допускается использовать участникам ОГЭ.
С 1 сентября 2026 года устанавливаются новые Правила оказания частными охранными организациями содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и Правила оказания частными детективами содействия правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений
| Постановление Правительства РФ от 02.12.2025 N 1980 «Об утверждении Правил оказания частными охранными организациями содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и Правил оказания частными детективами содействия правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» |
Признаны утратившими силу отдельные положения актов Правительства РФ, регулирующие аналогичные правоотношения.
Реализованы положения Федерального закона от 30.11.2024 N 427-ФЗ «О частной охранной деятельности».
Установлен Порядок организации в органах военной прокуратуры деятельности по учету лиц, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства по адресам военных прокуратур, и снятию указанных лиц с такого учета
| Приказ Генерального прокурора России от 04.12.2025 N 838 «Об утверждении Порядка организации в органах военной прокуратуры деятельности по учету лиц, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства по адресам военных прокуратур, и снятию указанных лиц с такого учета» |
В приложении к Порядку приведены формы журнала учета лиц, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства по адресу военной прокуратуры, рапорта о регистрации по месту жительства.
Установлен порядок осуществления Росгвардией федерального государственного контроля за оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия
| Приказ Росгвардии от 01.10.2025 N 356 «Об утверждении Порядка осуществления федерального государственного контроля за оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия» Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2025 N 84435. |
Определены в числе прочего мероприятия государственного контроля, виды контрольных (надзорных) действий, периоды и сроки проверки лицензионных требований, порядок проверки сведений, изложенных в документах, оформленных при осуществлении юридическим лицом оборота оружия и патронов, порядок определения соответствия помещений и обеспечения условий хранения (сохранности) оружия, порядок межведомственного информационного взаимодействия и прочее.
В приложениях приведены формы необходимых документов.
Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Росгвардии от 14.01.2020 N 8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия».