Что такое явка с повинной и как она учитывается судом при назначении наказания?
Явка с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в установленном законом порядке. При назначении наказания суд вправе признать явку с повинной смягчающим наказание обстоятельством. Явка с повинной в качестве смягчающего наказания обстоятельства учитывается только в тех случаях, когда лицо добровольно сообщило органу, осуществляющему уголовное преследование, о совершенном им или с его участием преступлении. Сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства. Если же органы следствия располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства (например, изобличение других участников преступления). Если сообщение лица о совершенном с его участием преступлении в совокупности с другими доказательствами положено судом в основу обвинительного приговора, то данное сообщение может рассматриваться как явка с повинной и в том случае, когда лицо в ходе предварительного расследования или в судебном заседании изменило свои показания. Сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной и учитывать при назначении наказания при осуждении за эти преступления. При наличии явки с повинной и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации. При совокупности совершенных преступлений явка с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается при назначении наказания за преступление, в связи с которым лицо явилось с повинной.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.
Внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Федеральным законом № 355-ФЗ от 27.11 2017. внесены изменения в Федеральный закон от 2 мая 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
С 8 декабря 2017 года ответ на электронное обращение, уведомление о переадресации обращения, направляется только по адресу электронной почты.
Ранее, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направлять ответ на электронное обращение можно было как по электронной почте, так и по почтовому адресу.
Кроме того, государственный орган или орган местного самоуправления, получивший обращение с предложением, заявлением или жалобой, затрагивающее интересы неопределенного круга лиц, вправе разместить ответ на своем официальном сайте. В частности, на обжалование судебного решения, вынесенного в отношении неопределенного круга лиц, в том числе с разъяснением порядка его обжалования.
Поступившее в государственный орган письменное обращение с вопросом, ответ на который уже был размещен на его официальном сайте, заявителю направляется ответ с указанием электронного адреса, по которому можно будет ознакомиться с ответом.
Помимо этого законом вводится правило, согласно которому если текст письменного обращения не позволяет определить его суть, то ответ на такое обращение не дается, и оно не направляется на рассмотрение в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Об этом решении в течение 7 дней со дня регистрации обращения будет сообщено заявителю.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.
Органы государственного контроля наделены полномочиями по проведению контрольной закупки
03.04.2018 Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данным Федеральным законом установлены правовые основания для наделения уполномоченного органа государственного контроля (надзора) применять в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора такую форму проверки как контрольная закупка. Она может быть проведена незамедлительно после получения информации о соответствующем нарушении с одновременным извещением органа прокуратуры.
Кроме того, внесенные в ст. 16.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изменения предусматривают, что контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в случае проведения контрольной закупки по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, она подлежит согласованию с органом прокуратуры. При этом в случае осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и надзора в области защиты прав потребителей, контрольная закупка может быть проведена органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.
В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.
Ответственность за хищение имущества
Федеральным законом от 03.07.2016 №323 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральным законом от 03.07.2016 №326 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» – в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наступления административной и уголовной ответственности за хищения имущества.
Установлено, что административная ответственность по ч.1 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положения ч.2 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с изменениями в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 158.1, предусматривающая уголовную ответственность за мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает за хищение чужого имущества, стоимость которого превышает две тысячи пятьсот рублей, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с примечанием к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации значительный ущерб гражданину в статьях главы 21, за исключением части пятой статьи 159, определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей; крупным размером в статьях главы 21, за исключением частей шестой и седьмой статьи 159, статей 159.1, 159.3, 159.5 и 159.6, признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.
Статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена:
частью пятой, предусматривающей уголовную ответственность за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба;
частью шестой, предусматривающей уголовную ответственность за деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в крупном размере;
частью седьмой, предусматривающей уголовную ответственность за деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в особо крупном размере;
а также примечаниями следующего содержания:
- Значительным ущербом в части пятой настоящей статьи признается ущерб в сумме, составляющей не менее десяти тысяч рублей.
- Крупным размером в части шестой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая три миллиона рублей.
- Особо крупным размером в части седьмой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая двенадцать миллионов рублей.
- Действие частей пятой — седьмой настоящей статьи распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Указанные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступили в силу с 15.07.2016.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.
Институт присяжных в районном суде
С 01.06.2018 Федеральным законом от 23.06.2016 №190-ФЗ вводится институт присяжных заседателей в судах районного уровня.
Обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений по уголовным делам, отнесенным к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, предоставляется право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции (далее – суд районного уровня) и 6 присяжных заседателей.
К подсудности суда районного уровня с участием присяжных заседателей отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст. 105, ч.5 ст. 228.1, ч.4 ст. 229.1, ст.ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (в отношении женщин, несовершеннолетних, мужчин, достигших 65 – летнего возраста либо с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве), а также дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 105 и ч.4 ст. 111 УК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Суды присяжных могут рассматривать дела только при наличии об этом ходатайства обвиняемого, которое заявляется обвиняемым при объявлении ему об окончании предварительного расследования и предъявлении для ознакомления всех материалов дела.
Численный состав коллегии присяжных заседателей в судах районного уровня составляет 6 человек. Количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащие вызову в судебное заседание, должно быть не менее 12.
Четное число состава коллегии присяжных заседателей необходимо для соблюдения требований ч.ч.3 и 5 ст.343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.
Административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность за нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах.
Так, указанную ответственность влечет незаконный оборот наркотических средств (ст. 6.8 КоАП РФ), их потребление без назначения врача (ст.6.9 КоАП РФ, ч.2 ст.20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст.20.21 КоАП РФ), пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст.6.13 КоАП РФ), непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (10.5 КоАП РФ).
Санкции данных статей для физических лиц предусматривают наказания от штрафа в минимальном размере 500 рублей до административного ареста на 15 суток, для юридических лиц – от штрафа в размере 50 тысяч рублей до административного приостановления деятельности на 90 суток.
КоАП РФ предусматривает особые основания для освобождения от административной ответственности. Согласно примечанию к ст.6.9 КоАП РФ лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за правонарушения, связанные с немедицинским потреблением наркотических средств.
Данная информация подготовлена помощником прокурора района Маликовой Д.А.