Действующим законодательством о погребении и похоронном деле для каждого человека после его смерти закреплена гарантия на погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха.
При этом, размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего должен устанавливаться органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в истекшем периоде 2018 года, установлено, что на территории Топчихинского района имеется 51 общественное кладбище, на которых осуществляется захоронение умерших. Земельные участки, на которых осуществляется захоронение, на кадастровый учет не поставлены, государственная регистрация прав на земельные участки не произведена, что является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
По результатам проведенной проверки главе Администрации Топчихинского района внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Ранее прокуратурой района проводились проверки соблюдения действующего законодательства в указанной сфере, в которой было выявлено, что Администрацией Топчихинского района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В связи с выявленными нарушениями законодательства главе Топчихинского района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, которое рассмотрено и удовлетворено (создана специальная служба).
Существует перечень услуг по погребению, которые оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела, созданными органами местного самоуправления, на безвозмездной основе. В их число согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» входят: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
С учетом изложенного, требования о взимании с граждан платы за предоставление участка земли для погребения, гарантированного перечня услуг по погребению противоречат закону.
О подобного рода фактах сообщайте в прокуратуру Топчихинского района, которой проводятся проверки исполнения Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Помощник прокурора Тибейкина Н.А.