Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы рассмотрения обращений граждан, в том числе устных, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, контролирующих органах, является Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон о рассмотрении обращений).
Иные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы обращения граждан в соответствующие органы, содержат бланкетные нормы, отсылающие к нормам Закона о рассмотрении обращений. К примеру, согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и в сроки, которые установлены Законом о рассмотрении обращений.
В силу ст. 1 Закона о рассмотрении обращений данным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Данный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона о рассмотрении обращений, обращение гражданина может иметь письменную форму, форму электронного документа либо быть устным.
Статьей 9 Закона о рассмотрении обращений установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о рассмотрении обращений устное обращение подается в ходе личного приема. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ч. 5, 6 ст. 13 Закона о рассмотрении обращений).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о рассмотрении обращений уполномоченный орган или должностное лицо при рассмотрении устных обращений (если ответ на обращение не может быть дан непосредственно во время приема):
— запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
— принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
— дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона о рассмотрении обращений;
— уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется:
— в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному гражданином;
— в письменной форме по почтовому адресу, указанному гражданином.
Кроме того, на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 3, 4 ст. 10 Закона о рассмотрении обращений).
Согласно ст. 12 Закона о рассмотрении обращений по общему правилу поступившее обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением об этом гражданина.
Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь обратиться в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или к соответствующему должностному лицу (ч. 6, 7 ст. 11 Закона о рассмотрении обращений).
Юрисконсульт
правового направления О.М. Пономаренко