В Российской Федерации предусмотрен комплекс мер по борьбе с финансированием терроризма, важнейшими среди которых являются предоставленная кредитным организациям возможность приостановления операций и замораживания активов лиц, причастных к финансированию терроризма, а также своевременное информирование о них правоохранительных и надзорных органов (Банк России и Росфинмониторинг).
Борьба с финансированием терроризма является одним из приоритетных направлений международного сотрудничества многих государств. К наиболее значимым нормативным актам в данной сфере следует отнести следующие: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (заключена в г. Варшаве 16.05.2005).
В указанных документах отражено, что каждая Сторона обеспечивает возможность определять, обнаруживать, блокировать или арестовывать любые средства, разыскивать, отслеживать, идентифицировать, замораживать, изымать и конфисковывать имущество законного или незаконного происхождения, которое каким бы то ни было образом было использовано или предназначалось полностью или частично для финансирования терроризма, или доходы от этого преступления и осуществляет с этой целью сотрудничество в максимально возможной степени (ч. 1 ст. 8 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, ч. 2 ст. 2 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма).
Также следует выделить Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Москве 19.12.2011), п. 7 ст. 1 которого закреплено, что финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из таких преступлений.
В Российской Федерации принята Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) (далее — Концепция).
Важнейшее значение в системе мер по противодействию терроризму в Российской Федерации имеет Закон о противодействии терроризму.
Помощник прокурора
Топчихинского района В.А. Головин
юрист 3 класса