Совет депутатов
Представительный орган — Топчихинский районный Совет депутатов:
- срок полномочий 5 лет, дата избрания — 10.09.2017, установленная численность депутатов — 17, избрано — 17, депутатов, работающих на освобождённой основе нет, партийное представительство депутатов — постоянное депутатское объединение – фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
- председатель районного Совета депутатов – Дудкина Светлана Николаевна;
- заместитель председателя районного Совета депутатов – Загайнов Сергей Витальевич;
- аппарата представительного органа нет.
Положения об этике депутатов Топчихинского районного Совета депутатов Алтайского края
Историческая справка:
Советы на Алтае возникли в ходе революционных событий 1917 года. В декабре, как и в большинстве сел Алтайской губернии, в деревнях Чистюньской, Фунтиковской и Парфеновской волостей были упразднены земства, ликвидированы другие органы буржуазного направления, образованы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
После Октябрьской революции Советы превращаются в органы государственной власти и управления.
Советское строительство на Алтае было прервано начавшейся летом 1918 года гражданской войной (села Чистюнька, Фунтики, Зимино стали центрами революционных выступлений против Колчаковского режима) и возобновлено после поражения в Сибири белогвардейских войск.
Первое время властные функции осуществляли ревкомы (революционные комитеты) и в июне 1920 года создаются губернские Советские управленческие структуры, действующие до 1925 года.
Чистюньский исполнительный комитет районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов начал свою деятельность 27 мая 1924 года согласно постановлению Сибревкома об утверждении районо-волостного деления Алтайской губернии и образовании Чистюньского района Барнаульского уезда. С 25 мая 1925 года являлся Чистюньским районом Барнаульского округа Сибирского края, с 30 июля 1930 года – Чистюньским районом Западно – Сибирского края.
В соответствии с «Положением о Сибирском крае», утвержденном постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 24 октября 1925 года, высшим органом власти на территории района являлся районный съезд Советов, а в период между съездами Советов – избираемый ими исполнительный комитет, пользующийся всеми правами съезда. Очередные заседания районного исполнительного комитета проводились не реже одного раза в две недели. Для проведения в жизнь своих постановлений, а также постановлений высших органов власти, для руководства всеми подчиненными органами райисполком избирал Президиум, являющийся высшим органом власти на подведомственной ему территории.
В октябре 1930 года Центральный исполнительный комитет СССР и Совет народных комиссаров СССР утвердил «Основные положения о районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах». На них были возложены задачи наблюдения за осуществлением революционной законности, проведения в жизнь законов и распоряжений советской власти, внесения в вышестоящие органы законодательных предложений, основанных на местном опыте и инициативе, организации масс рабочих, колхозников, батраков, бедноты и середняцких слоев крестьянства для выполнения плана индустриализации страны, социалистического переустройства сельского хозяйства на основе коллективизации, кооперирования и строительства совхозов, неуклонного проведения политики наступления на капиталистические элементы города и деревни, ликвидации кулачества как класса, на основе сплошной коллективизации, вовлечения трудящихся масс в непосредственное государственное управление, выдвижения в аппарат рабочих, колхозников, батраков, решительной борьбы с бюрократизмом, организации широкого общественного контроля за работой всех учреждений, предприятий района, осуществления культурной революции путем проведения всеобщего начального обучения, ликвидации неграмотности, проведения в жизнь национальной политики, принятия мер к повышению политического, экономического, культурного уровня всех национальностей и вовлечения их в советское строительство, содействия строительству рабоче-крестьянской Красной Армии и организации сил и средств района для повышения обороноспособности СССР.
В августе 1930 года Чистюньский исполнительный комитет ходатайствовал перед Западно-Сибирским краевым исполнительным комитетом о перенесении райцентра из с.Чистюнька на ст.Топчиха, мотивируя это тем, что на станции Топчиха находятся все хозяйственные организации, ст.Топчиха является экономическим центром, расположенным на линии железной дороги, что даст возможность улучшить связь с краем и удешевить её, причём сама станция в географическом отношении занимает центральное место в районе, тем более, если принять во внимание густоту населения.
10 декабря 1932 года вышло постановление ВЦИК «Об изменениях в составе районов Западно-Сибирского края», в котором значится Топчихинский район с центром селения при железнодорожной станции Топчиха. 10 декабря 1932 года – официальная дата образования муниципального образования Топчихинский район. Особый период в развитии представительной системы связан с принятием 5 декабря 1936 года новой Конституции СССР, которая законодательно закрепила изменения в политической организации Советской власти. Упразднялись съезды Советов всех уровней.
Согласно Конституции органами государственной власти в краях, областях, автономных округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся, избираемые путем прямого голосования сроком на 2 года.
Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, осуществляют местное хозяйственное и культурное строительство, устанавливают местный бюджет.
Советы признавались политической основой государства. В законодательстве не были четко определены структуры и уровни государственного и муниципального управления, все это приводило к тому, что Советы были хозяйственно — распорядительными органами, но при этом ими было сделано немало.
29 июля 1939 года в районной газете «Ленинское дело» публикуется Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы народных депутатов трудящихся РСФСР. «На основании статьи 139 Конституции РСФСР все граждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, социального происхождения, прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными в Советы депутатов трудящихся». Избирательные права получали все граждане СССР независимо от их социального происхождения.
По предприятиям, колхозам и учреждениям проходят митинги и собрания, избираются председатели районных избирательных комиссий.
В районной газете появляются материалы о работе в избирательных округах и участках, агитационные статьи о кандидатах в депутаты: «Хорошо работает агитпункт с. Колпаково. Избиратели активно посещают агитпункт, интересуются вопросами предстоящих выборов в «Советы…».
«Кандидатов объединяет одно: все они выходцы из народа. Иван Михайлович Василенко, первый депутат краевого Совета депутатов трудящихся Топчихинского района, родился в семье малоимущего середняка… В 1920 году становится одним из организаторов партийной ячейки в с. Покровском, работает председателем Покровского сельсовета. «Умелым большевистским руководством, стопроцентным использованием государственных сельскохозяйственных машин товарищ Василенко добился того, что Топчихинская МТС стала одной из передовых в Алтайском крае».
А.И. Кузнецова – кандидат в депутаты районного Совета – работает в колхозе «Правда» Макарьевского сельсовета звеньевой по сахарной свекле. Награждена Почётной грамотой и премией Крайкома ВКП (б) и Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю. Кандидат в депутаты — М.С. Епифанцев — родился в семье крестьянина – бедняка, в 1929 году вступил в коммуну «Новый быт». В июне 1938 избран секретарем райкома ВЛКСМ».
Накануне дня выборов газета пишет: «Завтра день всенародного торжества и ликований — день выборов в Советы депутатов трудящихся. История человечества не знает таких выборов – действительно свободных, какими являются выборы по Сталинской конституции победившего социализма. За свободную, социалистическую жизнь, за дальнейший ее расцвет проголосует завтра каждый избиратель».
Первые выборы депутатов в краевой, районный и сельские Советы депутатов трудящихся на основе прямого, равного и тайного голосования проводились 24 декабря 1939 года с 6 часов утра до 24 часов. Подсчет голосов на избирательных участках был завершен ночью 25 числа. В состав Алтайского Краевого Совета первого созыва было избрано 100 депутатов, первая сессия состоялась 7 – 8 января 1940 года. По своей сути это была организационная сессия, почетным председателем сессии был избран И.В. Сталин.
Первая сессия Топчихинского районного Совета, на которой присутствовали 36 депутатов состоялась 29-30 декабря 1939 года. Ровно в шесть часов вечера сессию открыл старейший депутат районного Совета товарищ К.П. Найденов: «Избиратели оказали нам большое доверии и высокую честь. Мы будем работать не покладая рук, чтобы оправдать это доверие народа и наказ сделать на район передовым в крае мы выполним с честью».
Для ведения заседания сессии председателем был избран Василий Андреевич Зотов, секретарем – Екатерина Моисеевна Агурьянова. Была оглашена повестка дня сессии: выборы мандатной комиссии, выборы председателя районного исполнительного комитета, зампредседателя и секретаря, образование отделов исполнительного комитета и утверждение заведующих отделами, образование постоянных комиссий районного Совета депутатов трудящихся.
На заседании заслушали отчет председателя мандатной комиссии товарища Майорова, председателем районного исполнительного комитета избрали Ивана Михайловича Василенко, заместителем – Михаила Никитовича Колтунова, секретарем исполнительного комитета – Николая Николаевича Малышева. На заседании постановили образовать отделы исполнительного комитета: финансовый, земельный, плановый, общий, дорожный, торговый, отдел здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, утвердили заведующих отделами. Были образованы комиссии: народного образования, плановая, торговая, земельная, здравоохранения.
Постоянные комиссии должны были активно участвовать в выполнении решений хозяйственного и социально – культурного строительства, проявлять инициативу и настойчивость в разработке и осуществлении принимаемых органами власти решений, широко привлекать актив из передовых трудящихся, регулярно проводить проверки, обследования предприятий, учреждений, колхозов, своевременно принимать практические меры по устранению недостатков, осуществлять мероприятия, вносить предложения и рекомендации на рассмотрение районного исполнительного комитета.
На сессиях принимались решения по важным вопросам экономической, социальной и культурной жизни района. IV сессия районного Совета депутатов трудящихся в ноябре 1940 года рассмотрела отчет о работе исполкома.
В развернувшихся прениях по докладу председателя исполкома Рудакова А.М. выступило 17 человек. Работа исполкома подверглась жесткой критике. Говорилось о необходимости активизации работы постоянно-действующих комиссий, усилении контроля за хозяйственной деятельностью, улучшении работы с жалобами и предложениями.
Это время, когда начинает меняться социально – экономический облик села, при этом особое внимание было уделено сельскохозяйственному производству и вопросам развития народного образования.
Основа для подъема экономики колхозов и для улучшения материального благосостояния колхозников была неплохая. В селе за счет приема в партию лучших комсомольцев и колхозников выросла и окрепла партийная организация. И именно передовикам и членам партии оказывалась честь быть избранными депутатами Советов депутатов трудящихся.
Годы войны легли тяжелым грузом на плечи жителей нашего района. Многие из депутатов добровольцами ушли на фронт. Но тем не менее работа Совета продолжается. Она была подчинена единой задаче достижения Победы.
На заседаниях исполкома рассматриваются самые актуальные вопросы.
На сессиях отмечается, что сельские Советы района в дни ВОВ явились вдохновителями и организаторами масс, сумели направить патриотический порыв трудящихся на самоотверженный труд для укрепления фронта и тыла.
Единым фронтом Великой Отечественной войны были передовая и тыл. Фронт побеждал, тыл ковал Победу. И трудно сказать, где было легче.
25-26 июня 1947 года состоялась 22 сессия районного Совета депутатов трудящихся первого созыва, в которой приняли участие председатели колхозов и сельсоветов, советско-партийный актив, интеллигенция района.
Сессия рассмотрела отчет о работе Топчихинского исполнительного комитета за период с декабря 1939 года по июнь 1947 года.
В своем докладе председатель райисполкома Кузнецов Абрам Степанович отметил, что трудящиеся района в годы Отечественной войны дали фронту 3 861 570 пудов хлеба, 167 478 пудов мяса, 127 401 центнеров молока, 12714 пудов шерсти, 13419 пар валенок. В 1946 году район дал государству 250 458 центнеров хлеба. Наряду с хорошими показателями в работе был отмечен ряд серьезных недостатков. В прениях выступили 21 человек.
Работа отдельных сельских Советов Топчихинского района рассматривалась на заседании крайисполкома, где говорилось о необходимости активизации работы постоянных действующих комиссий, усилении контроля за хозяйственной деятельностью и обращалось внимание на нарушение сроков созывов сессий и отчетности депутатов.
На сессии райсовета в ноябре 1947 года рассмотрен вопрос «Об организационно-технической подготовке к выборам в местные Советы второго созыва, где отмечалось, что для проведения выборов депутатов второго созыва образованы избирательные округа, утверждены составы окружных и участковых избирательных комиссий, вывешены повсеместно списки избирателей для всеобщего обозрения, зарегистрировано 35 кандидатов в депутаты районного Совета и 295 сельских Советов.
Выборы проходили на безальтернативной основе. В выборах приняли участие 99,96% от числа зарегистрированных избирателей, 99,57% от принявших участие проголосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, 99,07% — за кандидатов в депутаты сельских Советов.
Развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры требовало создания новых отделов и комиссий райисполкома и районного Совета, что и происходило. На первой сессии второго созыва районного Совета в январе 1948 года был образован отдел культпросветработы, земельный переименован в отдел сельского хозяйства, также образованы две новые комиссии райсовета: местной промышленности, дорожного строительства и благоустройства.
Полномочия исполкома районного Совета депутатов трудящихся были достаточно широкими. В соответствии с «Положением об издании местными исполкомами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке», утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 30 марта 1931 года, исполком принимает решения от 06.05.1948 года «О борьбе с безнадзорностью скота в населенных пунктах района», от 29.03.1952 г. «О весенней очистке населенных мест», от 25.11.1955 «О правилах поведения детей в общественных местах», устанавливающие административную ответственность – штраф до 100 рублей или принудительные работы до 30 дней.
Расширение круга вопросов, входивших в компетенцию районного Совета и его исполкома, отмечена последующая их деятельность. Связано это было с общими процессами в стране.
На сессиях районного Совета рассматриваются итоги работы местной промышленности за 1951 год, итоги выполнения государственного плана развития общественного животноводства в колхозах и совхозах района и ходе зимовки скота (доклад председателя райисполкома К.С. Корюгина, возглавлявшего райисполком с 1949 по 1959 гг.)
«Успешная работа Советов в значительной мере зависит от активной деятельности депутатов», — пишет секретарь райисполкома в газете «Ленинское дело» за 1952 год. «Советскому депутату представлены широкие права. Он по поручению Совета имеет право обследовать работу предприятий, учреждений, колхозов, вносить вопросы и предложения на сессии. Многие депутаты районного Совета активно участвуют в работе Совета, постоянных комиссий: депутаты Федоренко А.С., Карпов И.И., Коваленко А.И., Маркин И.С. Только правильное понимание депутатами своих прав и обязанностей, постоянная связь с избирателями обеспечит дальнейшее улучшение работы районного Совета». Эти ее слова актуальны и сегодня.
Ежегодно депутатами на сессиях рассматривались вопросы исполнения бюджетов прошедшего года и утверждения на текущий год.
Бюджет района тех лет являлся составной частью бюджета Союза ССР. Доходы бюджета были направлены на дальнейшее развитие всех отраслей народного хозяйства района, на повышение материальной и культурной жизни трудящихся.
Так бюджет района за 1954 год был выполнен по доходам на 113%, по расходам – только на 96,1%.
Районный Совет постоянно практикует рассмотрение отчетов о работе отдельных сельских Советов.
Очередные выборы состоялись 27 февраля 1955 года. В составе депутатов районного Совета депутатов трудящихся – 38 депутатов, среди них Грибкова Мария Петровна, Мамаев Илья Иванович, Митюхин Василий Георгиевич, Корюгин Константин Степанович, Переверзев Алексей Иванович, передовые люди района.
В выборах депутатов районного Совета приняли участие 100% зарегистрированных избирателей, за кандидатов проголосовали 99,82% от общего числа избирателей. По всем 13 сельским Советам было избрано 323 депутата.
Из созыва в созыв повышается роль Советов района, совершенствуются формы организационно-массовой работы: это выездные сессии и заседания исполкомов, постоянных комиссий Советов, регулярное проведение сходов граждан, повседневная связь с избирателями, регулярные отчеты депутатов, создание депутатских групп и уличных комитетов, — формы работы, которые и сегодня широко применяются в деятельности действующих органов местного самоуправления.
Так выездная сессия районного Совета в июне 1960 года состоялась в п. Кировский с вопросом «О ходе капитального строительства в совхозе «Раздольный»».
Совет депутатов использует такую форму работы с населением, как обращение ко всем трудящимся района по различным вопросам на страницах районной газеты, в том числе отработать на благоустройстве в летнее время не менее 15 часов (газета «Ленинское дело» 24 апреля 1960 года).
Традиционно предметом пристального внимания районного Совета оставалось сельское хозяйство.
На сессии районного Совета депутатов с докладом «О выполнении социалистических обязательств колхозами и совхозами района по воспроизводству стада и продаже государству продуктов животноводства в 1960 году» выступил председатель райисполкома Христенко Василий Тимофеевич (председатель райисполкома с 1959 по 1962 годы), в обсуждении доклада приняли участие 9 человек. Следует сказать, что активность депутатов на сессиях была достаточно высокой.
Газета «Ленинское дело» публикует материалы анализа деятельности Советов, их организационной работы, организации отчетов депутатов перед избирателями, указывая, что отчеты являются и средством контроля народа за работой каждого депутата, Совета в целом и работников аппарата райисполкома.
При этом особое внимание уделяется выполнению наказов избирателей. Институт наказов избирателей работал всегда на активность депутатов, тесную связь с избирателями. Депутатами утверждался план мероприятий по выполнению наказов избирателей, осуществлялся особый контроль за их исполнением.
В 1962 году на объединенной сессии Топчихинского, Парфеновского и Калманского районных Советов во исполнение решения сессии Алтайского краевого Совета депутатов от 08.12.1962 года было принято решение объединить эти районы с центром в с. Топчиха. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.02.1963 Калманский и Парфеновский районы были присоединены к Топчихинскому району, однако решением Алтайского крайисполкома от 15.11.1965 года № 671 Калманский район вновь был выделен из состава Топчихинского района в самостоятельный район.
На 1 сессии районного Совета 9 созыва в 1963 году был образован исполнительный комитет в составе председателя – Набок Григорий Никитович, заместитель председателя Метелев Петр Алексеевич, секретарь Ходукин Алексей Иванович, 6 членов райисполкома, отделы райисполкома и 8 постоянных комиссий, из них впервые образована постоянная комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка, по бытовому обслуживанию населения, оргинструкторский отдел.
В 60-е и 70-е годы Советы всех уровней стали больше уделять внимания повышению качества жизни людей. Численный состав районного Совета увеличен до 75 депутатов. В числе избранных в эти годы депутатов Жигулина Валентина Васильевна, Макарова Евдокия Васильевна, Андреева Любовь Петровна, Деева Галина Петровна и другие, присутствующие сегодня в зале.
На первой сессии 11 созыва в 1967 году отделы райисполкома оргинструкторский и торговли, бытового обслуживания населения были образованы как внештатные, на этой же сессии впервые образованы комиссии исполнительного комитета по делам несовершеннолетних, административная, входящие в структуру до настоящего времени, и наблюдательная.
На шестой сессии одиннадцатого созыва в феврале 1968 года депутаты рассмотрели вопросы состояния и мерах укрепления социалистической законности в районе. Докладчик – Криулин Н.К., прокурор района, в обсуждении доклада приняли участие 17 человек.
В решении Совета записано «Возложить на каждого руководителя персональную ответственность за состояние законности в коллективах трудящихся. Обязать отдел милиции райисполкома улучшить профилактическую работу с населением. Обязать исполком райсовета повысить требовательность к исполкому сельского и поселкового Советов, руководителям учреждений и организаций, колхозов и совхозов в деле борьбы с преступностью, нарушениями трудового законодательства», — это решение было принято в соответствии с действующим законодательством.
Эта же сессия утвердила план культурно-бытового строительства и благоустройства на 1968 – 1970 годы.
В докладе отмечалось, что в 1965 – 1967 годах в районе построено 10 школ на 2248 мест и в стадии строительства 8 на 2368 мест, 1 музыкальная школа на 50 мест, двое детских яслей на 100 мест, 1 больница на 35 мест, 3 интерната на 200 мест, 14 магазинов, 1 хлебозавод, клубов 3 на 750 мест, 14 спортивных площадок, 35 км водопровода, 7360 метров погонных тротуаров, 11 обелисков и 2 бюста, 13465 м2 жилья. Еще более серьезные планы были на предстоящие 3 года, в том числе школы Парфеновская на 530 мест, Фунтиковская, Володарская, Макарьевская, Сидоровская на 320 мест, Переясловская, Кировская на 480 мест, клубы, столовые, магазины и т.д. При этом депутатами строго отслеживаются намеченные планы.
В 1969 году на 1 сессии 12 созыва созданы комиссия райсовета по делам молодёжи, отдел исполнительного комитета по физкультуре и спорту.
25 июня 1973 года состоялась первая сессия 14 созыва районного Совета депутатов трудящихся, на которой был избран исполнительный комитет в составе депутатов: председатель – Шувалов Федор Иванович, 2 заместителя Тимолянов Александр Степанович и Моисеенко Андрей Андреевич, секретарь – Гладуш Лидия Павловна и 6 членов. На сессии были образованы 8 постоянных комиссий районного Совета:
— по сельскому хозяйству и охране природы;
— по жилищно – коммунальному хозяйству, благоустройству и бытовому обслуживанию населения;
— по строительству, промышленности, транспорту и связи;
— планово-бюджетная, по торговле и общественному питанию;
— по социалистической законности и охране общественного порядка;
— по народному образованию и культуре;
— по здравоохранению и социальному обеспечению;
— по делам молодежи (в настоящее время – 3);
В соответствии со ст.96 Конституции РСФСР районным Советом депутатов были образованы отделы исполнительного комитета и утверждены их руководители:
- финансовый отдел – Вяткин Н.П.,
- народного образования – Третьяков Н.Ф.,
- социального обеспечения – Паршукова К.К.
- внутренних дел – Величкин П.С.,
- плановая комиссия – Пьянков В.Г.,
- по физической культуре и спорту – Гончаров Е.И.,
- культуры – Говоров В.И.,
- общий – Жмыхова Т.Ф.,
- управление сельского хозяйства – Моисеенко А.А.,
а также внештатные отделы:
- организационно-инструкторский – Данилов Г.В.,
- торговый – Метелев П.А.
Кроме заведующих отделами на сессии были также утверждены руководители районных организаций, редактором районной газеты – Смирнов А.В. (до этого работающий председателем Парфеновского райисполкома), главным врачом районной больницы – Беспалый П.В., начальником районного узла связи – Шевченко Д.И., директором райтопа – Бондаренко Н.С.
Новый этап в истории развития представительной власти связан с принятием новой Конституции.
В соответствии с Конституцией СССР 1977 года действовал исполнительный комитет Топчихинского районного Совета народных депутатов. На Советы возлагалось:
-проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти,
-принятие всех мер к поднятию района в культурном и хозяйственном отношении,
-разрешение всех вопросов, имеющих местное значение,
-объединение всей советской деятельности в пределах данной территории,
-руководство политическим и хозяйственным строительством на своей территории, установление бюджета, обеспечение охраны государственного порядка, содействие обороноспособности страны, обеспечение соблюдения законов и охраны прав.
На сессиях райсовета рассматривались планы развития народного хозяйства и бюджет района, меры по улучшению благоустройства и санитарного состояния населенных пунктов, мероприятия по выполнению решений предыдущей сессии, наказов избирателей, решений Пленумов ЦК КПСС, постановлений Верховного Совета и законов СССР, отчеты председателей и директоров предприятий, депутатские запросы, отчеты о работе постоянных комиссий, вопросы охраны природы; на заседаниях исполнительного комитета – вопросы социалистического соревнования и сельскохозяйственного производства, отвода земельных участков под строительство, отчеты о работе отделов исполнительного комитета и сельских Советов, результаты хозяйственно-финансовой деятельности колхозов, организации культурно-бытового, медицинского и торгового обслуживания населения.
Депутатский корпус райсовета 1977 года 75 человек. Среди них Дюжикова Любовь Алексеевна, свинарка совхоза «Раздольный», Киселева Лидия Николаевна, колхозница колхоза им. Крупской, Клюков Иван Иванович, первый секретарь РК КПСС, Ганзвинд Владимир Иосифович, председатель колхоза «Родина», Овчаренко Виталий Алексеевич, бригадир колхоза «Искра», Пелёвин Аркадий Иванович, директор совхоза «Ульяновский», Рассадов Валерий Архипович, управляющий РО «Сельсхозтехника», Кулешов Алексей Антонович, первый секретарь РК КПСС (с апреля 1978 года), Логинов Владимир Андриянович, секретарь РК КПСС (с 1979 года).
На первой сессии 16 созыва были утверждены заведующие отделами райисполкома: общего, финансового, народного образования, культуры, внутренних дел, социального обеспечения, архивного, записи актов гражданского состояния. И такая структура действовала вплоть до 1985 года.
В этот период председателем райисполкома с мая 1980 года работал Воронин Геннадий Владимирович, сменил его Чертов Николай Александрович, с приходом которого широко развернулось строительство производственной базы сельскохозяйственной отрасли, реализовывались продовольственная программа, строительство объектов социальной сферы, велось большое жилищное строительство.
Из доклада на 13-й отчетной сессии Топчихинского райсовета – «Прошедший 1984 год был для тружеников района нелегким, но в то же время успешным. Большинство плановых показателей выполнено и впервые за 12 лет сдано так много хлеба – 76 тысяч тонн. Впервые район и все хозяйства справились с планами продажи государству молока и мяса. Впервые все хозяйства работали с прибылью. Возросла продуктивность и обеспечен рост поголовья скота и свиней. Набранный темп работы важно не только закрепить, но и развить дальше. А в осуществлении этой задачи важная роль принадлежит Советам народных депутатов, усилению влияния которых, повышению ответственности за более полное удовлетворение запросов трудящихся исполком райсовета уделяет постоянное внимание». При этом главное внимание в докладе было акцентировано на имеющихся недостатках и неиспользованных резервах.
1985 год. Первая сессия 19-го созыва. Открывает сессию старейший депутат районного Совета депутатов трудящихся Иван Николаевич Вороновский. «Быть народным депутатом, — говорит он, — высокая честь и большая ответственность. Деятельность Советов отвечает интересам всех классов и социальных групп, всех поколений. Роль их в обществе растет, растет и влияние Советов, их роль в решении вопросов экономического и социального развития своих территорий. Они координируют деятельность расположенных на их территории предприятий, организаций. В руках местных Советов находится такое важное средство, как объединение денежных и материальных ресурсов».
«Особое значение приобретает забота Советов о конкретных нуждах человека, улучшении всех сторон жизни и быта людей. Депутаты призваны заботиться об общегосударственных интересах, являться примером в труде, больше проявлять настойчивости и инициативы», — выдержки из выступления на сессии первого секретаря РК КПСС П.И. Бестужева.
Депутат Татарникова К.П., председатель исполкома Топчихинского поселкового Совета рассказала о работе по выполнению наказов избирателей: отремонтировать дороги по ул. Куйбышева (наказ депутата Часовских О.Ю.). Депутат Набок Г.Н. оказал практическую помощь в организации работ по благоустройству на площади Советов и в Мемориальном парке. Депутат Рыбакольникова Л.В. с помощью своих избирателей решила вопрос строительства ограды жилого дома на территории железнодорожной станции и т.д.
Сессия приняла к исполнению и утвердила план мероприятий выполнения 81 наказа избирателей.
На первой сессии 19 созыва 1985 года были образованы отделы: по труду, по делам строительства и архитектуры, комиссия райисполкома содействия охране памятников истории и культуры; на первой сессии 20 созыва в 1987 году – архивный отдел и комиссии райисполкома:
-по внедрению в быт новых гражданских обрядов,
-по контролю за соблюдением правил торговли,
-по назначению пенсий,
-содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах,
-по жилищным вопросам;
Первый регламент Топчихинского районного Совета народных депутатов и исполнительного комитета районного Совета народных депутатов был принят депутатами 4 октября 1985 года, согласно которому Топчихинский районный Совет народных депутатов являлся органом государственной власти в районе.
Порядок деятельности районного Совета народных депутатов и его органов определяется регламентом, Законом РСФСР «О районном Совете народных депутатов РСФСР» и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
Решения Районного Совета народных депутатов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Районный Совет народных депутатов, его органы систематически информируют население о своей работе, принятых решениях и реализации наказов избирателей.
Решение о созыве сессии принимает исполком райсовета. Сессии районного Совета депутатов открываются председателями исполнительного комитета. Для ведения сессии районный Совет избирает из числа депутатов председателя и секретаря сессии.
Исполнительный и распорядительный органы — исполнительный комитет районного Совета народных депутатов избирается из числа депутатов на первой сессии нового созыва в составе председателя, первого заместителя, заместителей, секретаря и членов исполкома. Численный состав утверждается районным Советом. Кандидатуры в состав исполкома обсуждаются и голосуются персонально. Исполком руководит государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории района на основе решений районного Совета и вышестоящих органов государственной власти.
Отделы и управления образуются Советом народных депутатов. Утверждение руководителей на 1-й сессии, изменения – на последующих.
Районный Совет народных депутатов образует районный комитет народного контроля и утверждает его состав, избирает районный суд сроком на 5 лет в составе председателя, члена суда и народных заседателей.
План социально-экономического развития и бюджет района, план мероприятий по выполнению наказов утверждаются районным Советом. Исполнительный комитет непосредственно подчинен Топчихинскому районному Совету народных депутатов, а также исполнительному комитету Краевого Совета народных депутатов, осуществляет руководство предприятиями, учреждениями, организациями районного подчинения, либо через отделы и управления, либо – непосредственно.
Налицо в законодательной базе противоречивый период развития местного самоуправления, когда имели место слияние полномочий ветвей власти, когда Советы как органы народного представительства стали основой государственной системы. Самостоятельность и компетенция их были ограничены, так как занимались они в основном воплощением директив партии и правительства.
Следующая страница истории: страна, край и район вступают в перестроечный период.
В декабре 1986 года правительством России было принято постановление о проведении на территории России эксперимента по внедрению демократической системы выборов по многомандатным округам. Эксперимент предполагалось провести в двух районах каждого региона. На территории Алтайского края эта честь была оказана Майминскому району Автономной Республики Алтай и Топчихинскому району. В марте 1987 года в Президиуме Верховного Совета РСФСР состоялось организационное совещание по подготовке к выборам. В нем приняли участие представители Алтайского краевого Совета депутатов и нашего района (секретарь Лепота Я.Я.). Получив основные направления по подготовке к выборам, приступили к работе. Впервые район был поделен на многомандатные округа, в каждом из них была предусмотрена альтернатива, было зарегистрировано на 2-3 кандидата в депутаты больше положенных мандатов. Во всех населенных пунктах прошли собрания, где населению разъяснялся порядок выборов. В июне 1987 года (год 50-летия Алтайского края) выборы состоялись. В районный Совет народных депутатов двадцатого созыва избрано по 18 многомандатным округам, 75 действующих и 19 резервных депутатов. Опыт этих выборов был распространен и лег в основу современной выборной системы и сегодня в районе выборы представительных органов местного самоуправления всех уровней проходят только по многомандатным избирательным округам.
На первой организационной сессии 3 июля 1987 года был избран исполком в составе:
— Председатель: Миронов Александр Григорьевич;
— Первый: заместитель Харин Михаил Петрович;
— Заместители: Мирошниченко Валерий Яковлевич, Давыдов Виктор Дмитриевич, Белова Зоя Ивановна;
— Секретарь: Лепота Алевтина Яковлевна;
Члены исполкома:
— Бестужев Петр Иванович – первый секретарь РК КПСС,
— Адам Валерий Мартынович — начальник отдела внутренних дел райисполкома,
— Аксенов Иван Михайлович – председатель колхоза им. Крупской,
— Грищенков Владимир Васильевич – председатель исполкома Топчихинского поселкового Совета,
— Казаков Вячеслав Иванович – электромонтер РЭС.
Председателем районного комитета народного контроля утвержден Логинов Владимир Андриянович, утверждены заведующие отделами:
организационно-инструкторский – Эллер Тамара Викторовна,
общий – Кригер Вера Робертовна,
народного образования – Габель Владимир Адольфович,
ЗАГС – Звягина Тамара Васильевна,
финансовый – Смирнова Вера Леонидовна,
штаба ГО – Тимолянов А.С.
ответственный секретарь КДН – Губанова Галина Дмитриевна,
председатель районного народного суда – Осорин Николай Александрович,
директор киносети – Фокин Иван Николаевич,
редактор районной газеты – Трубин Анатолий Петрович
архивный отдел – Дымшиц Вера Николаевна
Образована комиссия по назначению пенсий во главе с Горбуновой Анастасией Ильиничной.
Утверждены: комиссии по борьбе с пьянством, содействие охране памятников истории и культуры, по жилищным вопросам, по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, по контролю за соблюдением цен и правил торговли, по внедрению в быт новых гражданских обрядов. Образованы 6 постоянных депутатских комиссий по основным направлениям деятельности районного Совета народных депутатов.
В начале 90-х годов район вместе с краем и со всей страной вступил в новый исторический период своего развития. В области организационной – изменения заключались в разделении властей и переходе исполнительной власти в руки главы администрации, законодательной – к местному законодательному (представительному) органу.
Весной 1990 года в РСФСР прошли выборы депутатов на альтернативной основе. В районный Совет народных депутатов 21-го созыва было (в 2 этапа) избрано 60 депутатов, в числе которых 6 – рабочие, 10 – колхозники, 10 – работники советских и партийных органов, 8 – руководители хозяйств, 8 – медицинские и педагогические работники, членов КПСС – 46, членов ВЛКСМ – 1, женщин – 12, мужчин – 40. По национальности: русских – 49, украинцев – 6, немцев – 6. По образованию: с высшим – 35, до 30 лет – 3. В голосовании приняли участие около 92% избирателей, внесенных в списки. По 8 округам выборы в первом этапе не состоялись, так как никто из кандидатов не набрал 50% голосов, было принято решение о проведении повторных выборов.
Среди депутатов последнего 21 созыва были:
Фомина Галина Николаевна, учитель
Коробкин Михаил Павлович, начальник агропромавтотранса
Непряхин Виктор Никифорович
Шубин Александр Васильевич
Анокина Геннадий Петрович, начальник ДРСУ
Шевнин Геннадий Валерьевич, директор элеватора
Шишкин Алексей Васильевич, шофер
Сыпко Александр Николаевич, механизатор колхоза «Сибирь»
Янцен Валерий Андреевич, директор совхоза «Раздольный»
Шроо Валерий Михайлович, пчеловод совхоза «Раздольный»
Яковченко Василий Дмитриевич, председатель колхоза «Алтай»
Соловьев Валерий Федорович, директор совхоза «Алтайский»
Савченко Николай Сидорович, председатель райпо
Кутовой Анатолий Васильевич, председатель колхоза «Рассвет»
Бикетов Борис Федорович, главный инженер совхоза «Парфеновский»
Некрасова Лилия Александровна, председатель Чистюньского сельсовета
Жуков Александр Митрофанович, заместитель председателя АПО
Губасов Александр Александрович, главный агроном колхоза «Маяк»
Шнайдер Зоя Васильевна, заведующая детским садом «Березка»
Чунихин Виталий Акимович, председатель колхоза «Искра»
Загвоздкин Юрий Леонидович, секретарь РК КПСС
Анисимов Владимир Васильевич, главный инженер колхоза «Маяк»
Михайлова Нина Ивановна, директор Садовской начальной школы
Милованов Иван Егорович, директор «Ремтехпредприятия»
В соответствии с распоряжением крайисполкома и Временным положением о председателях и президиумах местных Советов народных депутатов РСФСР, утвержденном президиумом Верховного Совета РСФСР 9 февраля 1990 года районный Совет утвердил следующую структуру Совета:
— Председатель Совета (неосвобожденный)
— Заместитель Председателя Совета (освобожденный)
— Заведующий орготделом.
Председателем представительной ветви власти Топчихинского районного Совета народных депутатов 21-го созыва был избран Бестужев Петр Иванович, первый секретарь РК КПСС, заместителем – Седова Тамара Викторовна.
Совет депутатов избрал Президиум районного Совета народных депутатов, в состав которого вошли председатель исполкома, председатель районного комитета народного контроля, председатель 8 постоянных комиссий районного Совета. В феврале 1992 года Президиум был реорганизован в Малый Совет районного Совета народных депутатов.
Председателем исполнительного комитета был избран депутат Харин Михаил Петрович, которым было внесено предложение по составу исполкома: первым заместителем председателя райисполкома был утвержден Фадеев Николай Георгиевич, заместителями Белова Зоя Ивановна, Давыдов Виктор Дмитриевич, Григорьев Александр Николаевич, управляющей делами – Соколовская Галина Федоровна, членами: Ефименко Сергей Андреевич – заведующий орготделом РК КПСС, Мазуров Василий Иванович – председатель колхоза «Сибирь», Макушев Иван Андреевич – управляющий Агропромбанка, Мережко Александр Николаевич – начальник РОВД. Члены исполкома не являются депутатами районного Совета народных депутатов.
В связи с изменением структуры районного Совета на второй сессии 21-го созыва в новой редакции был принят временный регламент районного Совета. Согласно действующему законодательству районный Совет народных депутатов являлся органом государственной власти в районе, исполнительным и распорядительным органом районного Совета народных депутатов являлся исполнительный комитет. При этом районный Совет народных депутатов находился в непосредственном подчинении Алтайского краевого Совета народных депутатов.
На основании постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» и Указа Президента РСФСР от 22 августа 1991 года № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» согласно распоряжению главы Администрации края с 15 ноября 1991 года вступил в должность глава Администрации Топчихинского района Харин М.П., полномочия исполкомов Советов народных депутатов района были прекращены.
Главе Администрации района поручалось назначение руководства сел и поселков.
При этом Администрация района являлась органом государственного управления.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» была прекращена деятельность Топчихинского районного Совета народных депутатов.
В 1994 году выборы депутатов не проводились, было сформировано районное представительное собрание, в которое вошли по одному представителю от каждого сельсовета и два от Топчихинского сельсовета, избранные на заседания представительных собраний сельсоветов. В составе представительного собрания Топчихинского района – 20 человек. Возглавил его глава Администрации района Харин М.П. В числе представителей районного собрания 13 руководителей, из них – 6 главы Администраций, 10 человек – работники сельского хозяйства, один – народного образования, женщин – нет, с высшим образованием — 14 человек, 15 человек – депутаты районного и сельских Советов предыдущего созыва.
В организационном плане время было сложное, практически отсутствовала правовая база. Представительное собрание утвердило временный регламент работы, составы комиссий при Администрации района, местные налоги и сборы на территории района, прогнозы бюджетов на очередные годы. Утверждены действия районной Администрации по стабилизации социально – экономического положения на 1995 – 1997 годы.
В соответствии с новой Конституцией РФ 1993 года, принятой всенародным голосованием, где п. 2 ст. 3 определяет «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» — депутаты представительного собрания проводили большую работу по разработке проекта первого Устава района, которым было установлено, что районный Совет депутатов являлся единым представительным органом местного самоуправления районного уровня, определялись его полномочия, порядок деятельности, основные элементы структуры.
Наименование представительного органа — Топчихинский районный Совет депутатов, срок полномочия Совета — 4 года, численный состав районного Совета депутатов – 27 депутатов, должностное лицо – глава местного самоуправления и порядок формирования органов местного самоуправления района.
Важным событием стало принятие в январе 1996 года первого Устава района, были назначены выборы представительных органов и глав местного самоуправления района и сельсоветов на март месяц. Утверждается в соответствии с Уставом территориальная избирательная комиссия. В апреле 1996 года состоялась первая сессия районного Совета депутатов. Открыл сессию первого созыва глава района, избранный всенародно, Диденко В.Н. Заместителем председателя районного совета депутатов избран Тибекин Николай Куприянович. Круг рассматриваемых вопросов достаточно разнообразен: приняты планы социально-экономического развития до 2000 года, бюджеты соответствующих периодов, программа борьбы с правонарушениями, первые положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в районе. Формировалась нормативно-правовая база по земельным отношениям, заслушивались отчеты руководителей отделов, управлений районной администрации.
Сложная социально-экономическая ситуация в экономике и социальной сфере района сказалась на общественно-политической ситуации в районе и как следствие поступила инициатива проведения отзыва главы района и, естественно, она нашла отражение в работе районного Совета депутатов, нагрузка была большая: частые сессии, рассмотрение документов крайизбиркома. Внесены изменения в Устав района: глава Администрации района назначается по конкурсу, представительный орган возглавляет председатель районного Совета депутатов, избираемый из числа депутатов. На сессии в октябре 1998 года председателем районного Совета депутатов был избран Ерофеев В.А. Этот состав депутатского корпуса провел 3 конкурса на замещение вакантной должности главы Администрации района.
2000 год. Выборы органов местного самоуправления района.
Районный Совет избирает председателем Евгения Михайловича Вертохвостова, заместителем Тибекина Николая Куприяновича, председателями постоянной комиссии по законодательству Миронович Николая Александровича, по социальной политике Янцен Валерия Андреевича, по бюджету Михайленко Сергея Петровича.
Работа депутатов второго созыва достаточно напряженная. Депутаты работают над вопросами бюджетных и земельных отношений, местным налогам и сборам, арендной платы. Утверждаются порядок предоставления и изъятия земельных участков, правила застройки населенных пунктов, порядок управления объектами муниципальной собственности, утверждается реестр объектов муниципальной собственности, положения о комиссиях при Администрации района. Принимаются программы развития малого предпринимательства в районе, кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, педагогических и медицинских учреждений, рассматривается ход земельной реформы в районе, работа жилкомхоза и энергетики, вопросы демографической политики, медицинского обслуживания и другие.
Представительный орган формирует списки народных заседателей, утверждает схему управления районом и структуру администрации района, реестр муниципальных должностей. Депутаты работают над Уставом района, утверждают регламент работы районного Совета, принимают положение о Постоянных комиссиях, практикуют их выездные заседания. Заслушаны сообщения о депутатской деятельности депутатов Гюнтера А.Ф., Криволапова В.М., Кокориной А.Г., о работе милиции общественной безопасности, принято решение о районной молодежной Думе.
Депутаты решают вопросы административно-территориального устройства, заслушивают отчеты об исполнении законов по вопросам местного самоуправления на территориях Хабазинского и Кировского сельсоветов. Проведен конкурс на замещение должности главы Администрации района в июне 2001 года (назначен Григорьев А.Н.), назначены выборы депутатов районного Совета депутатов третьего созыва и выборы главы района.
Факты свидетельствуют, что в постсоветской России за десять с лишним лет местное самоуправление не стало серьезной и самостоятельной силой.
Начало реформы местного самоуправления положили Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главная задача которого научить местные власти и население самостоятельно принимать решения, управлять делами на основе четкого распределения полномочий между уровнями власти.
На территории России этот закон полностью вступил в силу с января 2009 года, на территории Алтайского края – в 2005 году. Именно с этого времени начинается кропотливая, тяжелая работа по приведению в соответствие с действующим законодательством всей нормативно-правовой базы района. Над этим творчески работали и работают депутаты районного Совета третьего и действующего четвертого созыва.
Все значимые и касаемые жизни граждан постановления и решения публикуются в районной газете. Не обходится, конечно, без ошибок, хотя ошибок законодательного плана стало значительно меньше. В этом большую помощь оказывают всем органам местного самоуправления района работники прокуратуры.
Депутаты, избранные в марте 2004 года (председатель районного Совета депутатов – Разуков В.Х., заместитель – Тибекин Н.К.) продолжили разработку правовой базы, утверждены районные целевые программы улучшения жилищных условий населения района, комплексной безопасности образовательных учреждений и развития образования до 2010 года, молодежной политики и развития физической культуры и спорта, предпринимательства, профилактики правонарушений. Принята комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Топчихинский район до 2017 года.
Повысилась роль и активность политических партий в формировании избирательных комиссий, выборах депутатов.
В четвертом созыве от политической партии «Единая Россия» избраны десять депутатов, создано постоянное депутатское объединение — фракция «Единая Россия». Депутаты имеют большой практический опыт в различных отраслях экономики и социальной сферы, повысился образовательный уровень депутатов, 24 депутата имеют высшее образование, 15 депутатов в возрасте до 50 лет, выросло число женщин-депутатов. Участие в голосовании приняли 60,6% от количества избирателей, внесенных в списки.
Структура районного Совета депутатов осталась практически неизменной. 2008 год стал первым годом функционирования налоговой и бюджетной системы района в рамках трехлетнего бюджетного планирования.
Одним из самых сложных и наболевших для жителей района вопросов являются земельные отношения. Депутаты утвердили Положение, регулирующее порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При активном участии депутатов, подготовлена и принята районная целевая «Программа сохранения и развития культуры района», направленная на обеспечение сохранности культурного наследия, на пополнение библиотечных и музейных фондов, поддержку молодых дарований, коллективов самодеятельного народного творчества, укрепления материально-технической базы учреждений культуры.
Главной задачей в деятельности депутатских комиссий является разработка предложений, подготовка заключений по вопросам, внесённых на рассмотрение районного Совета, контроль за выполнение решений. Постоянные комиссии концентрируют свое внимание на исполнение бюджета, реализации планов и программ развития муниципального образования.
Продолжается тесное сотрудничество с районной газетой «Наше слово». По итогам 2008 года газета «Наше слово» признана лучшей в конкурсе, проводимом Алтайским краевым Законодательным Собранием за лучшее освещение деятельности представительных органов муниципальных образований.
Кадровый вопрос – это главный вопрос любого района. Сегодня этот вопрос в районе решается также через школу парламентаризма – районную молодежную Думу.
Районная молодежная Дума, консультативный орган представителей молодежи района при районном Совете депутатов, в задачи которого входят законодательные инициативы по принятию решений районного совета депутатов в сфере реализации молодежной политики.
Молодежная Дума создана в 2003 году и успешно работает уже четвертый созыв в количестве 21 человека. Основная цель ее создания – развитие молодежного парламентаризма на муниципальном уровне.
Депутаты выходили с такими инициативами, как проведение конкурсов «Лучшая молодая семья», «Лучший молодой музыкант», создание Аллеи молодых, издание сборника о лучшей молодежи, создание молодежного консультационного центра и многие другие.
В рамках Года молодежи в районе состоялся конкурс на лучшего молодого депутата, в котором приняло участие 7 человек. Молодые депутаты разрабатывали и представляли социальные проекты по направлениям молодежной политики. Победителю вручены финансовые средства на реализацию его проекта.
По инициативе депутатов РМД в районном бюджете на 2009 года были заложены отдельной строкой финансовые средства на реализацию молодежной политики в размере 60 тыс. рублей.
Председатели районной Думы являются постоянными членами краевого молодежного Парламента.
В школах района проходят встречи учащихся с депутатами различных уровней, детей интересуют вопросы, касающиеся организации выборной компании, кто может быть депутатом, могут ли депутаты изменить финансирование, платят ли депутатам заработную плату, как депутаты могут помочь молодежи в организации финансирования культуры, спорта на селе.
Мини опрос среди обучающихся показал, что основным источником получения информации о законодательных органах Алтайского края нашего района являются в основном уроки истории, обществознания (56%) и средства массовой информации (31%). Учащиеся нашего района участвовали в заочном туре краевой Олимпиады «Права человека в современном обществе». Стали победителями и участвовали в очном туре Кригер Юлия (ТСШ №2), Чехрадзе Торнике, Онилэ Анастасия (Чистюньская СОШ). Вот уже который год ребята нашего района принимают участие в выборах депутатов молодежной думы, где они приобретают свой первый опыт избирателя.