В Алтайском крае, начиная с 2016 года, проводится работа по переходу на новую систему обращения с отходами производства и потребления. Утвержден план мероприятий («дорожная карта») по переходу на новую систему, создана межведомственная рабочая группа по данным вопросам, утвержден порядок сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории края, определяющий непосредственно сам порядок организации процесса сбора ТКО собственниками отходов, а также права и обязанности потребителей и региональных операторов.
Специалистами Минприроды края разработана Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в основу которой положен механизм управления региональной системой обращения с отходами, основанный на межмуниципальном зонировании территорий Алтайского края (выделены 7 управленческих округов), и развития инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
В настоящее время по 5 зонам (Барнаульской, Бийской, Заринской, Славгородской и Алейской) определены региональные операторы по обращению с ТКО. Топчихинский район входит в Алейскую зону.
В текущем году проводится работа по актуализации материалов Территориальной схемы, перевод ее в электронную модель и создание региональной системы учета на основе автоматизированного поступления информации весового контроля с объектов утилизации, размещения твердых коммунальных отходов и данных об их перемещении, с учетом требований природоохранного законодательства, включая регулирование межрегиональных потоков отходов, имеющихся технологических мощностей переработки отходов, а также расчетов по созданию новых объектов.
Основной задачей реформы является обеспечение каждого жителя услугой по вывозу и утилизации твердых отходов в строго отведенных местах. Целью изменений является сокращение количества свалок, которые имеют место сегодня, и улучшение экологической обстановки. В соответствии с действующим федеральным законодательством, новая система по обращению с отходами должна заработать с начала 2019 года.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники твердых коммунальных отходов (физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места сбора.
Кроме того, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой и подлежит внесению региональному оператору при наличии утвержденного единого тарифа.