Стратегия развития

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Топчихинский район Алтайского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (пояснительная записка)

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Топчихинский район Алтайского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (пояснительная записка)

 

Мониторинг социально-экономического развития

Информационный обзор основных социально-экономических тенденций и значимых событий, актуальных для деятельности предприятий Алтайского края за октябрь 2024 года

Показатели в области планирования социально-экономического развития на 2024 год

Мониторинг реализации индикативного плана социально-экономического развития

 


Схема территориального планирования Топчихинского района

1.Цели и задачи

Основная цель «Схемы территориального планирования Топчихинского района» — обеспечение устойчивого развития территории района путем совершенствования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры на основе комплексного анализа природных и антропогенных факторов, их современного состояния и прогноза изменений в перспективе до 2025 года.
Для достижения оптимальных условий развития производства, градостроительства, охраны и повышения качества природной среды, сохранения особо ценных объектов природы, истории и материальной культуры необходима рационализация хозяйственного устройства района, формирование архитектурно-планировочной структуры и функциональное зонирование территории района.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Определение перспективной численности населенных пунктов и разработка предложений по культурно-бытовому обслуживанию;
2. Выявление «точек экономического роста»;
3. Выявление перспективных мест развития производства, добычи полезных ископаемых, зон отдыха и туризма;
4. Подготовка предложений по развитию систем водообеспечения, водоотведения, энергоснабжения и иных инженерных коммуникаций;
5. Разработка предложений по охране природы, улучшению санитарно-гигиенического состояния территории, обоснование водоохранных зон, особо охраняемых природных территорий;
6. Обоснование перспективного функционального зонирования территории района на основе анализа имеющихся материалов обследования с учетом резерва земель для размещения производственных объектов и организации отдыха населения.

2.Мероприятия по территориальному планированию

2.1 Мероприятия по социально-экономическому развитию территории
2.1.1. Мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения, созданию благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни.
Приоритетными в данной области являются следующие направления: улучшение демографической ситуации и повышение уровня жизни, обеспечение доступности и высокого качества квалифицированной лечебно-профилактической помощи, совершенствование системы общего и среднего специального образования, устойчивое развитие сферы культуры и повышение качества культурного обслуживания.
Схема территориального планирования предусматривает строительство учреждений системы здравоохранения (детской поликлиники в с. Топчиха) и образования (детских садов в с. Топчиха, с. Белояровка), объектов соцкультбыта (парка культуры и отдыха в с. Топчиха, часовни в с. Ключи, стелы в п. Кировский; стадиона в с. Фунтики, спортивных площадок).
2.1.2.Мероприятия по повышению экономического потенциала района
2.1.2.1 Сельское хозяйство
Модернизация АПК, подготовка условий для создания конкурентоспособного сельскохозяйственного кластера подразумевает:
1. Реализацию основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
2. Создание новых или реконструкцию имеющихся предприятий по первичной переработке сырья.
3. Повышение технологического уровня аграрного производства и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.
4. Осуществление технического перевооружения и селекционной работы
5. Развитие и поддержку личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
6. Развитие системы рыночной инфраструктуры, кооперация с торговыми и перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями.
2.1.2.2 Промышленность
Приоритетами в области развития промышленности Топчихинского района являются:
1.Поддержка наиболее перспективных видов деятельности, имеющих важное значение для развития экономики района в целом:
— производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
— производство строительных материалов.
2.Обеспечение кадрами необходимой квалификации.
2.1.2.3 Малое предпринимательство
В целом по Топчихинскому району развитие малого предпринимательства предполагает:
1.Создание благоприятных условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
2.Увеличение вклада малого бизнеса в доходы бюджета.
2.1.2.4 Бюджетные отношения
Совершенствование бюджетных отношений предполагает:
1.Увеличение собственных доходов бюджета муниципального образования;
2.Проведение работы по выявлению дополнительных источников доходов бюджета;
3.Рост дохода от использования муниципального имущества и земли;
4.Повышение эффективности бюджетных расходов.

2.2. Мероприятия по развитию планировочного каркаса территории
Основные планировочные оси Топчихинского района уже сформировались. Вектор усиления планировочных связей в меридиональном направлении останется доминирующим (вдоль ж/д оси, федеральной автотрассы).
Предложено формирование планировочной оси широтного направления: Топчиха – Фунтики – Парфеново — Песчаное; Топчиха- Белояровка- Чистюнька- Володарка- Чаузово- Листвянка. Формирование этой планировочной оси предполагает строительство паромной переправы через р. Обь, что позволит укрепить хозяйственные взаимоотношения левобережной и правобережной частей Топчихинского района.
2.2.1. Мероприятия по развитию и размещению объектов капитального строительства (населенные пункты, объекты перерабатывающей промышленности, строительной индустрии и рекреации)
Мероприятия по развитию существующих элементов планировочного каркаса включают:
1. Расширение пятен селитебной территории с резервированием земли для территориального роста — с. Топчиха, с. Фунтики, с. Володарка, п. Кировский, с. Белояровка, п. Победим.
2. На территории существующих планировочных элементов предусмотрено строительство, реконструкция и модернизация предприятий перерабатывающей промышленности и строительной индустрии:
— техническое перевооружение и модернизация производственного процесса мясной переработки;
— возобновление переработки молочной продукции;
— производство строительных материалов.
3. Развитие объектов перерабатывающей промышленности предполагает:
— строительство комплекса по глубокой переработке зерна (с. Фунтики).
— строительство предприятия по переработке молока (с. Топчиха).
4. Развитие рекреационного направления.
Наибольшую рекреационную значимость имеют участки реликтовых сосновых боров, а также реки Обь и сосновых массивов ее правобережья. Разработаны предложения по рекреационному использованию искусственных водоемов. В схеме территориального планирования зарезервированы земельные участки для строительства баз отдыха и обустройства зон массового отдыха.
2.2.2. Мероприятия по развитию транспортного обеспечения
Проектом предложено дальнейшее развитие существующей автодорожной схемы, укрепление автодорожных связей со смежными муниципальными образованиями:
— развитие транспортного направления Топчиха – Макарьевка — Ракиты; Топчиха — Белояровка- Чистюнька- Кировский;
— реконструкция и строительство дорог, соединяющих Топчихинский район со смежными районами: с Павловским – отрезком дороги «Ракиты-Колыванское»; Ребрихинским – «Песчаное-Рожнев Лог»; Алейским – «Победим-Дубровский»; Троицким – «Листвянка–Загайново»;
— модернизация и асфальтирование дорог внутрирайонного значения, строительство паромной переправы, мостов, а также реконструкция и капитальный ремонт дорожного полотна внутри населенных пунктов.
2.2.3. Мероприятия по развитию и размещению объектов инженерной инфраструктуры
Для повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и систем жизнеобеспечения населения необходимо осуществить:
-реконструкцию электрических сетей, установку дополнительных КТП;
-реконструкцию и строительство водопроводных и тепловых сетей;
-реконструкцию котельных установок;
-строительство магистрального и межпоселковых газопроводов;
-строительство новых водозаборов;
-замену аналоговых АТС на цифровые;
-строительство оптоволоконной связи;
-установку дополнительных вышек сотовой связи.
2.2.4. Мероприятия по изменению целевого назначению земель
Проектом запроектировано выделение земельных участков под объекты промышленности, инженерно-транспортной инфраструктуры, рекреации, расширение населенных пунктов с изменением границ существующих категорий земель.

2.3. Мероприятия по охране окружающей среды
Для снижения антропогенного пресса на природную среду района необходимо:
— по охране воздушного бассейна – размещение промышленных и бытовых объектов, сообразно розе ветров, установка воздухоочистительного оборудования на существующих котельных;
— по охране природных вод — уменьшение сброса неочищенных сточных вод, перевод работы предприятий на оборотное водоснабжение.
— по охране почвенно-растительного покрова – выполнение комплекса мероприятий планировочного, защитного, агро- и лесокультурного характера, организация сети ООПТ местного значения;
— при использовании минерально-сырьевых ресурсов и подземных вод необходимо неукоснительное соблюдение существующих природоохранных норм и правил;
— по санитарной очистке территории – обязательное оборудование организованных свалок бытовых и промышленных отходов около каждого населенного пункта.

2.4. Мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия.
В рамках проекта рассмотрены мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, строительных, хозяйственных и иных работ.

2.5. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Территория Топчихинского района подвержена риску возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера.
Риски возникновения ЧС природного характера связаны с проявлением процессов, обусловленных геоморфологическим строением или литологическим составом пород. Кроме того, возможны лесные пожары и половодья в весенне-летний период. В большинстве случаев эти ЧС поддаются превентивному регулированию путем инженерно-технических (строительство и реконструкция), предупредительных (мониторинг и прогноз) или адаптационных (вынос объектов из зон вредного воздействия) мероприятий.
Техногенные ЧС связаны с отдельными производствами или объектами:
К 1 классу опасности относятся радиационно опасные объекты. В настоящее время пусковые установки баллистических ракет с ядерными зарядами выведены из эксплуатации, радиационный фон не превышает естественного фона. Рекомедуется организовать разъяснительную работу среди населения во избежание появления недостоверной информации.
Химически опасные объекты (2 класс) представлены как склады химических средств защиты растений. В большинстве хозяйств района хранение пестицидов осуществляется в приспособленных помещениях. Запроектировано их закрытие и рекультивация.
К потенциально взрыво- и пожароопасным (3 класс) относятся энергетические объекты коммунального хозяйства, предприятия деревообрабатывающей промышленности, Топчихинский мелькомбинат, склады нефтепродуктов и ГСМ, АЗС. Существуют риски ЧС, связанные с потенциально взрыво- и пожароопасными объектами оборонного значения (проведение учебных танковых стрельб 122-й мотострелковой дивизией).
В 4 класс опасности включены транспортные средства и сооружения. Основными мероприятиями, снижающими риск возникновения ЧС, является поддержание дорог и дорожных сооружений в надлежащем состоянии.
К 5 классу относятся опасные технические сооружения — плотины, дамбы, карьеры по добыче полезных ископаемых. Необходимо запретить неорганизованные карьеры, строго контролировать соблюдение технологических норм отработки месторождений, природоохранных норм и правил.
Риски биолого-социального характера. На территории имеются очаги инфекционных и паразитарных заболеваний. В проекте разработаны меры профилактики и борьбы с природно-очаговыми инфекциями.

3.План реализации мероприятий «Схемы территориальному планированию Топчихинского района»

Реализация данной Схемы осуществляется в три этапа:
Первый этап (2010-2015 гг.) – проведение преобразований в экономике района на основе имеющегося производственного и ресурсного потенциала. Предполагается активизация деятельности по привлечению в Топчихинский район инвестиций для концентрации усилий на рентабельных отраслях экономики
Второй этап (2016–2019 гг.) – выход на принципиально новые позиции путем закрепления достигнутых положительных тенденций и роста валовых показателей производства. Предполагается создание сети предприятий по продвижению производимой продукции на региональных рынках.
На третьем этапе (2020-2025 гг.) с учетом стабилизации и улучшения финансового положения предприятий налоговые поступления позволят использовать бюджетные деньги не только на текущие, жизненно необходимые статьи расходов социального характера, но и обеспечить развитие социальной сферы района. В результате район может существенно улучшить общий уровень развития, рейтинговый уровень среди территорий края.
Все заинтересованные лица вправе более детально ознакомиться с проектом
«Схемы территориального планирования МО «Топчихинский район»» и представить свои предложения в отделе по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Топчихинского района:
Алтайский край, Топчихинский район, село Топчиха, улица Куйбышева, 18, кабинет заведующей отделом по строительству, архитектуре и ЖКХ Администрации района

Янковская Татьяна Владимировна, тел. 22237